По живописнейшей тосканской дороге мы направляемся во Флоренцию – один из бриллиантов в ожерелье красивейших городов Италии.

   Расположенная вверху «голенища» итальянского сапожка, Флоренция является столицей Тосканы, в прошлом - центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства. Этот город славится прекрасными видами, имеет богатое историческое и культурное наследие, что нашло своё отражение в архитектуре и внешнем облике зданий. Родина путешественника Америго Веспуччи, мастера поэтического слога Данте Алигьери, великих творцов Микеланджело и да Винчи, наполнена массой памятников архитектуры. Население - 377 207 человек (2013 г.).

   Флоренция была основана Юлием Цезарем в 59 году до н. э., как поселение легионеров. Начиная с XI века, Флоренция стала бурно расти и развиваться и в XIII-XIV веках превратилась в один из самых крупных городов Европы. Своё название город получил от древних римлян, которые пришли в долину реки Арно весной и увидели её в разноцветье трав и цветов. В переводе с латинского «Флоренция» и означает «цветущая». Флоренция сумела превосходно сохранить свой исторический облик, бесчисленные памятники искусства Средневековья и Возрождения и по праву считается одним из красивейших городов мира. Смотровая площадка площади Микеланджело, расположенная на вершине холма, даёт прекрасную возможность насладиться неповторимой панорамой Флоренции. Именно отсюда начинаем наше знакомство с «цветущим городом».

   Существует мнение, что в Европе есть три города, спроектированных безупречно. Это Флоренция на суше, Венеция на воде и Будапешт на холмах...

   Флоренция - символ эпохи Возрождения. Её улицы, площади, дворцы и храмы украшены творениями великих итальянских мастеров. Здесь берёт своё начало эпоха Ренессанса. Золотой век Флоренции длился с XV по XVI век, тогда Флоренция стала средоточием итальянской культуры, колыбелью Возрождения. Здесь жили и творили Данте, Боккаччо, Макиавелли, Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Веспуччи, Галилей и другие знаменитости. Это город-сокровищница, полный памятников искусства, культуры и истории. Нам предстоит увидеть шедевры великих мастеров: площадь Синьории, главный флорентийский собор Санта Мария-дель-Фьори, колокольню Джотто, Баптистерий с прекрасными фресками и золотыми "Вратами рая", старый мост Понте Веккьо с многочисленными золотыми лавочками. Вот оно – нескромное очарование Флоренции…

   В центре площади, названной именем мастера эпохи Возрождения, установлена копия его статуи Давида, у подножия которой расположены копии четырёх аллегорий из капеллы Медичи в базилике Сан-Лоренцо. В отличие от мраморных оригиналов, все копии выполнены из бронзы.

   Здесь же, на высоком холме над площадью, можно посетить один из самых красивых образцов романского стиля в Тоскане - церковь Сан Миниато аль Монте («Святой Миний, что на горе»).

   Интерьер церкви - прекрасный образец романско-флорентийской архитектуры. Первоначально здание принадлежало женскому монастырю Бенедиктинского ордена, а в 1373 году стало собственностью мужского монастыря Монте Оливето.

   Расположенный рядом с церковью изящный монастырь был спроектирован в 1426 году и построен в середине 1450-х г. г. Он также был спроектирован Бернардо и Антонио Росселлино, а профинансирован гильдией суконщиков Калимала Флоренции, и укреплён дворцом епископов. Построенный в 1295 году он позднее использовался как бараки и как больница. Целый комплекс окружён защитными стенами, первоначально построенными в спешке Микеланджело, во время осады и в 1553 году обращёнными в настоящую крепость с помощью Козимо I Медичи. Стены сейчас окружают большое кладбище, Порте Санте, закрытое в 1854 году. Карло Коллоди, создатель Пиноккио, политик Джованни Спадолини, художник Пьетро Аннигони, поэт и писатель Луиджи Уголини, актёр Томмазо Сальвини, режиссёр Марио Чекки Гори, скульптор Либеро Андреотти, писатель Джованни Папини и физик Бруно Бенедетто Росси похоронены на этом кладбище.

   Спускаемся с холма и проходим вдоль реки Арно.

   Здесь на каждом шагу изысканность и гармония, и в то же время – спокойствие и размеренность повседневной жизни флорентийцев.

   Проходя по тихим улочкам с мастерскими ремесленников, останавливаемся возле грандиозного Дворца Питти (XV век) - самого большого из ныне существующих флорентийских дворцов. Здание, расположенное на покатой площади Питти, служило резиденцией сначала великим герцогам Медичи, затем династии Лотарингских герцогов и, наконец, итальянской королевской фамилии. Дворец Питти считается второй после Галереи Уффици сокровищницей бесценных работ Рафаэля, Рубенса, Тициана. Сегодня это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции. Здесь размещены Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма - крупнейшее в Италии собрание, посвящённое истории моды.

   Позади здания Дворца, на склонах холма Боболи, размещаются Сады Боболи, которые являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI века.

   Флоренция расположена на реке Арно. В настоящее время Флоренция насчитывает десять мостов. До 1957 года их было только шесть, и в течение ряда веков они неоднократно перестраивались. Перед нами - мост Понте-алле-Грацие.

   Подходим к старейшему в Европе арочному мосту Понте Веккьо (Старый мост).

   Изначально мост был деревянным, но в 1333 году его смыло при наводнении. Вторую версию построили только к 1345 году по проекту архитектора Нери ди Фьораванти и сохранил свой первоначальный облик до наших дней, уже из камня. Ещё через два века (в 1565 году) над мостом пристроили знаменитый коридор Васари, по которому тогдашний правитель Козимо I навещал живущего на другом берегу реки Арно сына. Примерно в тоже время из-за неприятных запахов с моста прогнали торговцев мясом и овощами, а их место заняли ювелиры, лавки которых находятся на мосту и по сей день. Кстати, по некоторым данным слово "банкротство" родилось именно на Понте Веккьо. Дело в том, что изначально торговцы получали в администрации города разрешение на установку стола для торговли, а если торговец не мог расплатиться с кредиторами, то приходили солдаты и стол (итал. banco - стол, лавка, скамья, стойка) разламывали (итал. rotto - ломать, разбивать, разорять). Таким образом, лишившись стола, коммерсант лишался возможности продолжать торговлю. Перед Второй мировой войной во время правления Муссолини специально к приезду Гитлера с внутренней стороны Коридора Вазари в центральной части была сделана смотровая площадка с большими прямоугольными окнами, которые сохранились до настоящего времени. История Понте Веккьо легко могла закончиться в 1944 году, когда отступавшие нацисты разрушали за собой все переправы, однако Гитлер личным приказом запретил взрывать Понте Веккьо и в результате были завалены только подходы к мосту. 

   Бюст на мосту - памятник великому скульптору Челлини.

   Пройдя по мосту, попадаем на другой берег реки Арно, где сосредоточены основные достопримечательности Флоренции. Почти напротив Понте Веккьо находится Галерея Уффици (буквально - «галерея канцелярий») - одно из излюбленных мест туристов. Она размещается в Палаццо Уффици – дворце, который протянулся от старого дворца Палаццо Веккьо, что на площади Синьории, до набережной реки Арно, выходящей к знаменитому мосту ювелиров (Понте Веккьо). Здание дворца состоит из двух параллельных корпусов, соединённых ещё одним корпусом с аркадой и крытым переходом с огромными стеклянными витражами окон, который выходит на набережную реки Арно. Его строительство по заказу могущественной семьи Медичи началось в 1560 году архитектором Джорджо Вазари и продолжалось 20 лет. Здание, имеющее U-образную форму, гармонично сочетает в своём наружном убранстве серый камень и белую флорентийскую штукатурку. Изначально оно предназначалось для административных целей, дабы собрать под одной крышей офисы, ремесленные гильдии, архив. Это одно из знаменитых сооружений своего времени. История дворца Уффици как музея началась с середины XVI века. В 1581 году в Уффици по распоряжению герцога Франческо I Медичи открытая галерея второго этажа была застеклена и сюда были перенесены все ценные раритеты и художественные памятники, а также семейные коллекции Медичи из флорентийских дворцов или полученные из старых церквей. Коллекция античных статуй - первооткрыватель дворца. После смерти Вазари в 1574 году, заканчивал строительство Галереи Уффици его приемник Бернардо Буонталенти. Исполняя желание Франческо I Медичи, архитектор Буонталенти создал новый восьмиугольный зал «Трибуна» - хранилище, где были собраны главные сокровища семьи Медичи. После того, как последняя представительница клана Медичи Анна Мария Людовика передала его в дар Флоренции в 1737 году, галерея стала музеем и достоянием народа.

   Выходим на площадь Синьории - L-образную площадь перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. Площадь была центром политической жизни во времена Флорентийской республики.

   На площади установлен конный памятник Козимо I Медичи - великому герцогу Тосканскому.

   Здесь базировалось правительство Флорентийской республики (синьория). Резиденцией являлся дворец Синьории, построенный Арнольфо ди Камбио в 1298-1310 годах. Этот дворец также известен как палаццо Веккьо, а башня, украшающая его, – как башня Арнольфо. Правительство республики возглавлял Гонфалоньер справедливости. В правительство входили 24 приора, избиравшихся на два месяца. Весь этот период они обязаны были находиться в этом дворце, собирать Коллегии и принимать решения.

   Вход в здание украшают красивые скульптуры: слева - одна из многих копий мраморной скульптуры Давида работы Микеланджело, справа - «Геркулес, победивший Какуса» работы Баччьо Бандинелли. Кстати, практически все скульптуры на площади Синьории являются копиями. Исключение составляет лишь «Персей» Челлини.

   С левой стороны от палаццо Веккьо установлен Фонтан Нептуна, который был создан Бартоломео Амманати к бракосочетанию Франческо I Медичи в 1570 году.

   С правой стороны палаццо - Лоджия Ланци, которая была построена в период с 1376 по 1382 год Бенчи ди Чионе и Симоне ди Франческо Таленти и предназначалась для собраний и приёмов Флорентийской республики. В настоящее время она представляет собой музей под открытым небом. Здесь установлены многочисленные скульптуры, изображающие мифологических античных героев.

   Среди скульптур – мраморные «Похищение Поликсены» работы Пио Феди, «Геркулес и кентавр» и «Похищение сабинянок» Джамболоньи,

а также бронзовая - «Персей с головой Медузы» работы Челлини.

   В центре Лоджии - мраморная копия I века «Менелай с телом Патрокла». Скульптурная композиция изображает легендарного героя гомеровского эпоса Менелая, поддерживающего тело Патрокла, убитого троянцами.

   По пути к Собору Санта Мария дель Фьоре осматриваем Дом-музей Данте (casa di Dante), который располагается на месте, где некогда находились дома семейства Алигьери, а в одном из них жил сам поэт. Во многих городах Италии есть улицы, названные в честь великого гения Данте, но Флоренция – особый случай. Площадь, где раньше стоял дом, принадлежавший семье Алигьери, была реконструирована и застроена новыми зданиями. Однако на волне патриотических настроений середины XIX века, когда Италия стала единым государством, вспомнили и про Данте - создателе народного итальянского языка. Благодаря историко-археологическим изысканиям место нахождения дома, где Данте Алигьери родился и жил, удалось установить достаточно точно. Однако воссоздание дома и площади с колодцем началось только в 1911 году. Дом выглядит древним и невозможно догадаться, что он был построен лишь в начале XX века. 

   В этом здании в наши дни расположен музей Данте.

   В 200 метрах к югу от Дуомо, на одноимённой площади находится маленькая приходская церквушка, получившая имя французского Святого Мартина Турского, основанная около 986 года. По убеждению многих местных знатоков истории, именно в этой церкви венчались Данте Алигьери и Джеммой Донати. Семья Альгиери поддерживало деньгами церковь Святого Мартина, а находилась церковь совсем рядом с домом Алигьери. Общество Святого Мартина было основано в 1441 году Святым Антонио. Целью деятельности общества было оказание помощи униженным нищим, людям, для которых было слишком унизительно просить милостыню. Деятельность Общества финансово поддерживали многие знатные семьи Тосканы. Рост финансового благосостояния Общества требовал расширения и украшения капеллы, которая принадлежала обществу. В конце XV века церковь перестроили в ренессансном стиле и украсили фресками работы мастерской Гирландайо. Фрески имеют как художественную, так и историко-социологическую ценность, они описывают жизнь Флоренции того времени. Фасад капеллы украшает работа Козимо Уливелли "Святой Мартин, подающий милостыню нищим".

   Тогда же, в конце XV века, церковь была богато украшена фресками работы мастерской Гирландайо. Люнеты имеют как художественную, так и историко-социологическую ценность - они прекрасно описывают жизнь Флоренции конца XV века. Сюжеты фресок – жизнь и деяния Святого Мартина Турского (10 люнетов), а также дела милосердия (7 люнетов) и нотариальные акты (2 люнета).

   В интерьере, помимо люнетов мастерской Гирландайо, внимания заслуживает бюст Святого Антонина работы Верроккьо на алтаре, а также алтарная картина Никколо Соджи «Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном».

   Совсем рядом расположена ещё одна малюсенькая церковь, но известная многим туристам как церковь Данте Алигьери и Беатриче Портинари - Святой Маргариты. Это римско-католический костёл, созданный в XIII веке и освящённый в честь Девы Маргариты Антиохийский, - одна из старейших церквей Флоренции. С именем Данте этот храм связывает несколько неподтверждённых легенд. Однако известно, что поэт жил в этом районе Флоренции и посещал церковь. Сейчас скромный храм привлекает в первую очередь поклонников романтической истории Данте и Беатриче. Внутренние помещения украшают картины, посвящённые поэту и его возлюбленной.

   Проходим дальше и выходим на Новый рынок (Меркато Нуово), который специализируется на поделках флорентийских ремесленников. Основная масса товаров - это изделия из знаменитой флорентийской кожи.

   Всем любителям мистики и волшебства по вкусу придётся флорентийский бронзовый кабанчик (флорентийцы ласково зовут его Порчеллино), расположенный рядом с рынком. "Во Флоренции неподалеку от пьяцца дель Грандукка есть переулочек под названием, если не запамятовал, Порта-Росса. Там перед овощным ларьком стоит бронзовый кабан отличной работы. Из пасти струится свежая, чистая вода. А сам он от старости позеленел дочерна, только морда блестит, как полированная..", – так писал в своей сказке "Бронзовой кабан" Ганс Христиан Андерсен. Андерсен был прав, только он не раскрыл главного секрета. Кабанчик приносит удачу в финансовых делах, если потереть ему пятачок. А если прижать монетку к морде поросёнка, а потом отпустить, и если при этом она скатится и угодит прямо в решётку, загаданное вами желание сбудется!

   Недалеко от Нового рынка находится площадь Республики. В древности территория площади была занята римским Форумом, в средние века она превратилась в оживлённый центр Старого рынка. Свой современный облик площадь приобрела после реконструкции в 1887 году. Появились новые здания, кафе, ставшие излюбленным местом встреч поэтов и художников. Кроме того, была воздвигнута арка, посвящённая первому королю объединённой Италии Виктору Эммануилу II. В 1956 году в центре площади была установлена «Колонна Изобилия»,

а Карусель перед аркой всегда была одним из любимых детских развлечений.

   Улицы Флоренции созданы для пеших прогулок.

   И вот мы попадаем в религиозный центр Флоренции, который украшен бриллиантом архитектуры – величественным Собором Санта Мария дель Фьоре (Святая Дева Мария в цветах) с куполом работы Брунеллески, который по средневековой традиции остаётся самым высоким сооружением в городе. Структурно Собор состоит из трёх независимых частей: собственно собор, называемый Дуомо, колокольня Джотто и восьмиугольная башня-часовня, которая называется Баптистерий.

   Колокольня собора (Кампанилла), построенная по проекту Джотто, выполнена из розового, зелёного и белого мрамора, соединённых в искусном рисунке, - неописуемой красоты и мощи сооружение, центр притяжения города. Как бы ты ни шел, куда бы ни направлялся, ноги сами выносят тебя к этому непревзойденному зданию. Собор строился с 1296 по 1436 год. Облицовка и последние штрихи фасада полностью закончены в XIX веке. Находится в самом центре города, на Соборной площади. Колокольня - один из основных элементов комплекса Кафедрального Собора. Она является наиболее яркой демонстрацией флорентийской готики треченто. Её высота - 85 метров, а её основное предназначение, как считают специалисты, - не функциональное, а эстетическое. Джотто начал строить Кампаниллу в 1334 году. Три года спустя, после его смерти, работу продолжил один из лучших зодчих Тосканы - Андреа Пизано. Ему и Альберто Арнольди принадлежат барельефы и мраморные композиции. Эпидемия чумы, которая прокатилась по Европе, практически поставила тосканцев на грань выживания. Работы возобновились лишь в 1359 году. В это время Франческо Таленти украшает Кампаниллу изящными арочными окнами, тем самым придавая ей значительную визуальную легкость. Французский писатель Андре Суаре дал определение Колокольне, как фантазии Флоренции, каприза города, где красота просчитана, разум находится в поиске правил, а поэзия отступает перед правильностью линий. Она не вписывается в каноны строительного искусства и имеет очарование иллюзии и воображаемого… К обзорной площадке наверху ведут 400 ступенек, однако, туристы охотно поднимаются наверх, чтобы посмотреть на город с самой высокой точки.

   На строительстве собора отличилось множество мастеров, но в легенду вошло соперничество двух гигантов мысли, Гиберти и Брунелески. Сначала Гиберти получил подряд на создание дверей баптистерия. Брунелески пришёл к финишу конкурса вторым. Работа по созданию дверей заняла у мастерской Гиберти, между прочим, 47 лет.

   Заходим в собор и внимательно его осматриваем. Великолепные витражи из цветного стекла поражают сложностью композиции: здесь представлены библейские сюжеты, изображения Спасителя и Святой Девы Марии. Пол из полихромного мрамора работы Баччо д'Аньоло был закончен его сыном Джулиано и Франческо да Сангалло.

   В интерьере собора выделяются необычные старинные часы работы Паоло Уччелло, которые являются уникальными в своём роде: стрелки крутятся в обратную сторону (так называемые литургические часы, отображающие старинную hora italica). Часы, созданные в 1443 году, идут по сей день.

   Роспись на куполе собора изображает самый Страшный Суд. Работу начал Джорджио Вазари примерно через 150 лет после завершения строительства собственно купола.

   Напротив собора находится Баптистерий Сан-Джованни - старейшее здание исторического центра Флоренции, ведущее свою историю с V века. Современный вид - восьмигранное здание из бело-зелёного мрамора - относится к XI-XII векам, оно старше даже знаменитого Дуомо. Как и все баптистерии мира, флорентийская была предназначена для крестин, чем здесь и занималась вплоть до XIX века. Католическую веру в нём приняли и Медичи, и Данте, и ещё сотня прославленных жителей республики и тысяча простолюдинов.

   Но вовсе не это привлекает большую часть туристов, стремящихся посетить главную крестильню Флоренции. Изюминка баптистерия Сан-Джованни - восточные ворота с 10 золочёными панелями-барельефами на библейские темы. «Врата рая», так их прозвал Микеланджело.

   На Соборной площади есть ещё интересные объекты, среди которых и Палаццо дей Каноничи. В нише фасада установлены два памятника скульптора Луиджи Пампалони. Автор хотел увековечить в своих работах двух великих флорентийских художников эпохи Возрождения - Арнольфо ди Камбио и Филиппо Брунеллески. Статуи установлены в 1830 году в нишах между колоннами у главного входа в палаццо. Слева - памятник архитектору Арнольфо ди Камбио, который в 1269 году заложил фундамент Кафедрального собора. Справа - памятник Филиппо Брунеллески - великому итальянскому архитектору и скульптору. Памятник Филиппо Брунеллески изображает архитектора, взирающего на купол Собора Санта Мария дель Фьоре. Он сидит на каменном пьедестале и работает над своим очередным проектом. В период с 1420 по 1436 год Брунеллески занимался достаточно сложной инженерной задачей - созданием купола над Кафедральным собором. Великий художник придумал идею купола в виде восьмигранного стрельчатого свода. И сегодня туристы могут наблюдать, как над Флоренцией возвышается купол с гибким контуром, который считается символом эпохи Возрождения

   Осмотрев Соборную площадь, напрвляемся к одной из самых известных достопримечательностей Флоренции - площади Санта Кроче. Её название связано с расположенной рядом Базиликой Святого Креста (Санта Кроче). Площадь имеет форму прямоугольника, по периметру которого располагаются невысокие старинные дома, фасады которых сохранили оригинальную архитектуру. Площадь вымощена брусчаткой, общая её площадь составляет около 500 кв. м. Издавна она была местом проведения различных соревнований, турниров и ярмарок. Начиная с XIV века, площадь Санта Кроче служит одним из главных ориентировочных пунктов во Флоренции, как для местных жителей, так и для туристов. В наши дни по выходным на площади проводятся костюмированные спектакли, которые созданы на основе местного фольклора. Для любителей отдыха и туристов около площади расположено множество ресторанов, в которых подают отличные блюда итальянской кухни и предлагают огромный выбор самых лучших вин, а также дискотек и ночных клубов.

   Этот храм можно без преувеличения назвать одним из самых красивых, больших и древних францисканских церквей, причём все эти эпитеты применимы по сей день. Построенная в конце XIII века, за долгую и бурную историю Флоренцийской республики базилика умудрилась сохранить и изумительные фрески Джотто и Джамболоньи, и причудливые архитектурные задумки Брунеллески, и работу над алтарем Донателло. Базилика Санта-Кроче («церковь Святого Креста») в первую очередь знаменита «Пантеоном Флоренции» - могилами известных жителей города, на которые Флоренция оказалась необыкновенно щедра.

   Рядом с боковым портиком церкви стоит на высоком пьедестале статуя Данте, созданная скульптором Энрико Пацци в 1865 году. Первоначально она находилась в центре площади Санта Кроче, однако три года спустя площадь решили освободить для проведения спортивных мероприятий.

   Здесь покоятся Галилей, Маккиавелли, Микеланджело, Россини, мог бы покоиться Данте. Кроме этого, в интерьере - замечательные фрески Джотто и ясные многоцветные витражи. На фото – гробница Галилео Галилея.

   Одним из украшений Флоренции являются, конечно же, палаццо. Всего в 10 минутах неспешной ходьбы от Кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре расположен прекраснейший образец архитектуры эпохи Ренессанса – Дворец Строцци. Этот дворец был построен Филиппо Строцци, богатым торговцем из знатной флорентийской семьи. Одним из ключевых элементов его создания было с самого начало создание центра современной культуры в самом сердце Флоренции. Филиппо Строцци умер до завершения строительства дворца и только в 1505 году в него вселились его сыновья. После долгого периода, в котором семья Строцци жили в основном в Риме, дворец был восстановлен в своем былом великолепии сначала принцессой Антуанеттой и позже принцем Пьеро, который в период между 1886 и 1889 г. г. восстановил здание по проекту архитектора Пьетро Берти. После Второй мировой войны Дворец Строцци считается наиболее важным учреждением для проведения крупных временных выставок, в том числе коллекции Пегги Гуггенхайма (1949), Густава Климта (1992), итальянских натюрмортов (2003), Ботичелли и Филиппино Липпи (самая посещаемая выставка в Италии в 2004 году), Сезанна (самая посещаемая выставка в Италии в 2007 году).

   В здании также выражен новый способ рассмотрения частных резиденций, учитывая основное ядро семьи общества. Семейная жизнь вращался вокруг двора, который был основным ядром дома. Дворец Строцци имеет арочный портик с тонкими коринфскими колоннами, на этажах есть большие окна, а выше находится открытая галерея.

   По пути к железнодорожному вокзалу проходим ещё одну церковь – Санта-Мария-Новелла, построенную монахами-доминиканцами в XIII веке, которая расположена на одноимённой площади. Главный фасад церкви представляет собой любопытнейший экземпляр смешения романского, готического и ренессансного стиля.

   «Изюминка» этой церкви в том, что здесь есть уникальное изображение Распятия Христа и сверху над ним - бюст ЛИК БОГА. Бог-отец скорбит над распятием сына. Нет нигде более в соборах мира такого изображения. Бога никто не видел и не изображал. Изображали только Иисуса Христа. Это уникальная вещь.

   На территории церкви Санта-Мария-Новелла есть очаровательный внутренний дворик.

   Здесь установлена скульптура Анны Марии Луизы Медичи (1667-1743) - итальянской принцессы из дома Медичи, дочери Козимо III, великого герцога Тосканского. Она - последняя представительница прямой линии дома Медичи - великих герцогов Тосканских. Завещала Флоренции семейную коллекцию - собрание произведений искусства, положивших начало Галерее Уффици, галереям в Палаццо Питти и на виллах Медичи.

   Наша экскурсия по Флоренции подошла к завершению и мы направляемся на вокзал, со стороны которого церковь Санта-Мария-Новелла выглядит совсем по-другому.

   За день мы успели многое увидеть в одном из красивейших городов Италии, который по праву считается жемчужиной мирового искусства. Вечно прекрасная, всегда цветущая Флоренция. Только здесь могла родиться и великая любовь, и красивая, печальная история о ней - Данте и Беатриче. Только здесь могла появиться «Божественная комедия» и «Декамерон». Во время прогулок по Флоренции вспоминается известная фраза Гёте о том, что архитектура - это застывшая музыка, ибо весь этот удивительный город звучит единой мелодией эпохи Возрождения. Флоренция - это настоящий бриллиант в роскошной короне величественных итальянских городов, над которым время не властно.