Все туристы делятся на две категории: те, кто бывал в Венеции и те, кто мечтает её увидеть. Этот город запечатлён в живописи и кинематографии, сфотографирован, описан в литературе и воспет в песнях, балладах, операх, как ни один другой город мира. Мне сказочно повезло дважды побывать в этом сказочном городе, о котором так приятно вспоминать и так хочется рассказать.

   Венеция - административный центр области Венето и провинции Венеция. Образует коммуну, разделённую на 6 самоуправляемых районов. Покровителем города считается апостол Марк, евангелист, чьи мощи хранятся здесь же в соборе Святого Марка, в связи с чем в город всегда приезжало много паломников-христиан со всего мира. Население - 264 579 человек (2014). Расположена на материке (после объединения с городом Местре в 1926 году) и 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря. Название города происходит от племени венетов, населявшие территорию северного побережья Адриатического моря во времена Римской империи. Эта территория была захвачена римлянами и названа Аквилеей. Позже Аквилея стала административным центром провинции Венетия. В 402 году провинция была разорена вестготами. Официальным днём основания города Венеция считается 25 марта 421 года, день Благовещения Девы Марии. Именно в это время жители окрестных поселений, уходя от набегов варваров, перенесли свои жилища на острова. Заселение началось с островов Риальто и продолжилось во время упадка Римской империи. Основным источником доходов жителей островов были ловля рыбы, добыча соли и каботажное плавание.

   На протяжении многих веков Венеция знала расцвет, упадок и возрождение. Исторический центр Венеции расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов. Место, где стоит современная Венеция, отгорожено от материка длинной, то и дело прерывающейся косой. Она отделяет Адриатическое море от неглубокой и изобилующей отмелями лагуны.

   В Венецию (вернее, до автостоянки) мы приезжали на туристическом автобусе. Здесь мы пересаживались на водный трамвайчик или катер, которые высаживали нас недалеко от площади Святого Марка. Морская прогулка очень увлекательное мероприятие: плывём, слушаем рассказ об этом удивительном городе и зачарованно всматриваемся на здания, расположенные вдоль набережной.

   Архитектурный облик города сформировался в период расцвета Венецианской республики в XIV-XVI веках. В Средние века - центр Венецианской республики с многочисленными колониями в Средиземном море. Рост Османской империи привёл к упадку Венеции в XVII-XVIII веках, во время Наполеоновских войн попала под власть Австрии. В 1866 году вошла в состав Италии. Вместе с Венецианской лагуной город внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В VI веке у Венеции был самый сильный флот на Адриатике, который оказал поддержку императору Юстиниану в войне Восточной Римской империи с остготами. В благодарность Византия предоставила Венеции свою защиту и торговые привилегии. Первого дожа венецианцы избрали в 697 году. Более чем за 1000 лет в Венеции было у власти 117 дожей.

   Благодаря своему уникальному расположению Венеция была торгово-транспортным узлом, через который в Европу привозили шёлк, рис, кофе и пряности, стоившие в то время дороже золота. Грамотная политика дожа Пьетро Орсеоло II, морганистические браки, помощь Византии, оказанная Венецией против сарацин, ещё более увеличили привилегии венецианских купцов. Данная Византией «золотая булла» уменьшала в два раза пошлину с венецианских кораблей, приходящих в Константинополь. Во времена крестовых походов Венеция приумножила свои богатства за счёт займов крестоносцам и фрахтов кораблей. С переменным успехом на протяжении почти двух веков Венеция вела войны с Генуей, в основе которых лежало торговое соперничество.

   В XII веке в Венеции открываются первые банки. Венецианские мореходы первые начали страховать свой груз. В XII-XIII веках на верфях Венеции начали строить большие корабли водоизмещением до 200 тонн. Для увеличения своей экономической мощи Венецианская республика присоединяла себе материковые территории, называемые терраферма. В 1494 году венецианцем Лукой Пачолли была систематически описана двойная бухгалтерия, успешно применяемая и в современном мире. 1 мая 1797 года Наполеоном была объявлена война Венеции. Большой совет принял решение выполнить все требования, 12 мая дож Людовико Манин отрёкся от престола. Впервые за более чем тысячу лет Венеция утратила независимость. Экономика города была подорвана французской континентальной блокадой. Но прошло время, в 1869 году был открыт Суэцкий канал, в Венеции построили новый порт и город стал популярным местом для начала путешествия на Восток. Развивается туристический бизнес, в Венеции проводятся ежегодные международные художественные выставки, с 1932 года проводится международный кинофестиваль «Золотой лев».

   Катер высаживает нас на острове Мурано, где нас ждёт экскурсия в одну из мастерских, на которых производят знаменитое муранское стекло. На протяжении многих десятков лет Мурано - один из островов Венецианской лагуны - славится своим уникальным стекольным искусством. Изготовление потрясающей красоты изделий из дутого стекла, которые впоследствии тщательно обрабатываются мастерами-ремесленниками, на весь мир прославило небольшой островок. Секрет получения необычных фигурок из дутого стекла держался в строжайшей тайне властями Венеции, а те, кто знал тайны изготовления стекла, не имели права покидать город. Мастера этого удивительного дела не могли уехать из Венеции, однако стоит отметить, что жилось им так не так уж и дурно. Слава о венецианском стекле разлеталась по миру весьма стремительно, с каждым годом привлекая в Венецианскую лагуну всё больше купцов. И если ранее все мастерские по изготовлению фигурок из дутого стекла находились в самой Венеции, то вскоре власти города в связи с ростом производства приняли решение перенести его за черту города, на остров Мурано, благодаря которому стекло и получило название муранского. Здорово наблюдать, когда за 2 минуты пока стекло горячее, стекольный мастер изготавливает из бесформенной массы какую-то фигурку, которую тут же за 10 евро можно и купить. Всё остальное продаётся очень дорого.

   Ещё с XV века изделия из муранского стекла считались предметом роскоши, их часто дарили высокопоставленным персонам, которые приезжали в Венецию. И не было такого человека, который бы не восхитился умением муранских мастеров создавать из дутого стекла настоящие произведения искусства. В наши дни на небольшом островке Мурано успешно трудятся потомственные мастера этого ремесла, а также ученики нынешних умельцев. Как и многие века назад, муранское стекло продолжает радовать его ценителей, многогранно изменяясь и принимая любую форму.

   Теперь мы направляемся к пьяцца Сан-Марко, она же площадь Святого Марка, которая является главной и самой красивой площадью Венеции. Площадь появилась в IX веке после возведения собора Сан-Марко. Современный архитектурный ансамбль сложился во второй половине XVIII века. Пьяцце Сан-Марко предшествует малая площадь - Пьяццетта. Парадный вход на "пьяццу" со стороны лагуны обрамлен двумя колоннами. Левую венчает статуя Святого Теодора, убивающего дракона: он был патроном Венеции, пока сюда не перевезли мощи апостола Марка, ставшего новым небесным покровителем города. Правую колонну украшает крылатый лев, отлитый из бронзы. Лев является символом Святого Марка, позднее он стал и символом города. В XIII веке между колоннами возвели помост, предназначенный для приведения в исполнение смертных приговоров. Осужденных ставили лицом к часовой башне, чтобы они видели свой последний час. По этой причине суеверные горожане стараются не проходить между колоннами. Слева Пьяццетту обрамляет великолепная колоннада библиотеки Сан-Марко, а справа высится всемирно известный Дворец Дожей.

   Главной достопримечательностью площади является Собор Святого Марка – кафедральный собор Венеции, который и дал площади её название. До 1807 года собор был придворной капеллой при Дворце Дожей. По легенде в 828 году два венецианских купца Рустико и Буоно украли тело Святого Марка и вывезли его из Александрии, предварительно спрятав в свиных тушах. Для хранения мощей Святого Марка и была возведена базилика, которая была освящена в 832 году. В 976 году пожар практически уничтожил базилику, но к концу X века её реставрировали. Новое строительство собора по византийскому образцу (Константинопольская церковь Двенадцати апостолов) было начато в 1063 году, а в 1094 собор был освящен. Собор Сан-Марко - духовная сокровищница всех христиан. В течение следующих веков собор украшался и расширялся. Каждый иностранный корабль, приходивший порт, должен был предоставить в собор драгоценный подарок. Венецианцы считали, что чем больше реликвий хранится в городе, тем лучше он защищен Божественной силой от нападений и болезней. В Венеции сохраняются несколько игл из тернового венца Спасителя, который некоторое время сохранялся в Венеции по пути во Францию, и ещё великое множество мощей святых и прочих святынь. Много реликвий оказалось в церкви после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году.

   Северную сторону площади занимает здание Старых Прокураций, южную - здание Новых Прокураций.

   К Старым Прокурациям пристроена часовая башня с колоколом, по которому каждый час бьют бронзовые статуи, а циферблат украшен знаками зодиака.

   Эти здания в западной части соединяют аркады Фабрике Нуове, благодаря чему площадь имеет вид огромного двора эпохи Возрождения. В юго-восточном углу возвышается колокольня Сан-Марко высотой 98,6 метра.

   Помимо собора Святого Марка, на площади доминирует полный торжественности и величия Дворец Дожей - наиболее яркий образец венецианской готики. В XIV-XV веках он неоднократно перестраивался после пожаров, пока не обрёл свой настоящий вид. У него два фасада, которые смотрят на Пьяццетту и на набережную. Огромные сводчатые окна дворца и балконы украшены богатой лепкой и статуями. По карнизам кружевной вязью тянется беломраморные зубчики, придавая дворцу удивительную легкость и воздушность. Два нижних этажа внутренних фасадов дворца оформлены в готическом стиле, два верхних - в стиле ренессанса, а боковой фасад с часами - в стиле барокко. Просторный, выложенный мрамором двор очень оживляют два колодца в виде больших бронзовых чаш на подставках из белого камня. На второй этаж дворца ведёт прекрасная Лестница исполинов, названная так потому, что её верхнюю площадку украшают огромные статуи Марса и Нептуна. Есть во Дворце Дожей и зал, овеянный мрачной славой, - зал Совета десяти. Совет десяти рассматривал дела лиц, обвиняемых в измене или заговоре против республики. А попасться в лапы Совета десяти было проще простого: по всему городу в укромных местах были установлены свирепые гипсовые физиономии с разинутыми ртами, куда можно было тайно бросить бумагу с обвинением в заговоре, неуплате налогов или несоблюдении христианской морали. Тюрьма, так называемые «свинцовые кровли», Пьомби, была тут же, рядом под чердаком дворца. Крыша её была выложена свинцовыми листами специально с той целью, чтобы увеличить страдания узников, отчего зимой в ней стоял невыносимый холод, а летом - нестерпимая духота.

   На площади Сан-Марко всегда много голубей, которых любят кормить туристы.

   Старая тюрьма Пьомби внутри Дворца Дожей была заменена новой тюрьмой «Карчери», построенной в XVI веке архитектором Антонио да Понте на другом берегу канала Рио де Палаццо напротив Дворца, на набережной Скьявони. Новая тюрьма была соединена со старой тюрьмой во Дворце крытым мостиком, получившим своё название от осуждённых, - Мост Вздохов. Когда их уводили в тюрьму, они прощались через окна мостика с вольной жизнью, лагуной и городом. Лишь одному заключённому удалось сбежать из этой тюрьмы. Это был знаменитый ловелас и любимец женщин, шпион и авантюрист - Джакомо Казанова. Но, мало кто знает, что Джакомо был прекрасным математиком, астрономом, скрипачем, медиком, придумал мануфактуру и столь популярную нынче лотерею, написал прекрасный роман, и, не смотря на сластолюбие, был добрым и отзывчивым человеком и преданным другом. Он родился в Венеции в семье венецианских актёров. В венецианском районе Сан-Самуэле, на доме № 3082 по узенькой улочке Ка Малипьеро, висит мраморная табличка: здесь «4 апреля 1725 года родился Джакомо Казанова».

   Никакого сухопутного транспорта в Венеции нет. Про Венецию говорят, что здесь море вместо пола, небо вместо крыши и поток воды вместо стен. Первое, что видит каждый турист, - это Большой Канал, поскольку катера, лодки и гондолы являются единственным средством передвижения. Гранд-Канал (Большой канал) «пронизывает» всю Венецию, изгибаясь в S-образной форме, берёт своё начало от бассейна Святого Марка и заканчивается у железнодорожного вокзала Санта-Лючия. Этот старый морской путь простирается почти на 4 километра в длину, а ширина его варьируется от 30 до 90 метров. В среднем глубина канала составляет порядка 5 метров. На катере мы совершили по нему увлекательнейшую прогулку.

   По обеим сторонам вдоль Гранд-канала, примыкая друг к другу, выстроились двести палаццо - жилища старинной венецианской знати. Это, по большей части, трёх-пяти-этажные дворцы светло-жёлтого, красного или голубого цвета приятных тёплых тонов, которые словно бы подымаются прямо из воды. Фасады их украшают резные мраморные колонны, затейливая лепнина, старинные висячие фонари. Окна завешены жалюзами ярких расцветок, над черепичными крышами подымается лес конусообразных печных труб. Перед многими палаццо высовываются из воды забитые в дно канала красные или синие столбы в цветных полосах и с позолоченными надвершиями. Это причалы для моторных лодок и гондол.

   Все сооружения и здания Венеции построены на деревянных сваях, забитых на глубину от 3 до 10 метров. Сваи расположены густым частоколом, поверх них уложены платформы из соединённых между собой дубовых и лиственничных брёвен, и уже на них - каменные фундаменты. Например, в основание церкви Санта-Мария-делла-Салюте забито более миллиона дубовых, ольховых, лиственничных свай (эта работа заняла свыше 2 лет), каменный мост Риальто стоит на 12 тысячах сваях. В 1840 году, когда строили мост Понте-делла-Либерта, соединивший город с материком, в дно лагуны было забито 75 тысяч свай! Целые леса в Далмации были сведены и превращены в фундамент Венеции. Стволы лиственниц, например, в солёной воде приобретают прочность железа.

   Среди раскинувшихся вдоль Большого канала многочисленных дворцов (палаццо) выделяется Фондако деи турки - бывшее турецкое подворье. Это здание с крытыми галереями, построенное в XIII веке в венето-византийском стиле в подражание зданиям Константинополя, явилось прототипом для многих венецианских дворцов. Здесь принимали императора Византии. С 1621 до 1838 годов был собственностью турецкой общины, теперь в нём находится Музей естественной истории.

   Палаццо Грасси можно без труда узнать по строгому мраморному фасаду и отсутствию характерных для других дворцов торговых проходов. Любопытная и непростая история этого дворца начинается в 1748 году, когда он был построен по плану архитектора Джорджио Массари. Палаццо находилось во владении у семейства Грасси довольно долго – почти целый век. Но 1840 год, когда дворец был продан, стал началом целой череды смен его владельцев. Всё закончилось только в 1983 году – тогда Палаццо Грасси было выкуплено «Группой Фиат» во главе с Джанни Аньелли. Была проведена практически полная реставрация здания. «Группа Фиат» своими действиями преследовала единственную цель: превратить Palazzo Grassi в полноценный выставочный зал. Эта задача была успешно достигнута и в настоящий момент палаццо представляет собой художественную галерею, к которой также относится расположенный под открытым небом театр на 600 мест.

   Во многие палаццо можно въехать прямо на гондоле через арочные ворота. Потомки знатных патрициев давно вымерли или обеднели и их роскошные палаццо заняты сейчас под различные государственные учреждения. Ка'д'Оро (палаццо Санта-София) - жемчужина Венеции, изящное трёхэтажное здание в характерном венецианском стиле XV века. Ка'д'Оро означает в переводе «золотой дом». Действительно, когда архитекторы братья Дж. и Б. Бон построили его в 1440 году для знатного жителя города Контарини, дворец блистал золотом. В золоте были лепные украшения на фасаде, зубчатка на карнизе. В 1894 дворец был приобретён бароном Giorgio Franchetti. Барон провёл реконструкцию здания по сохранившимся чертежам и картинам, вернув ему по мере возможностей исторический облик. Кроме того, он основал богатую коллекцию живописи. После его смерти здание вместе с собранием живописи перешло в собственность государства. С 1927 года и по сей день во дворце располагается галерея Франкетти.

   Ещё одна знаковая достопримечательность на Гранд-канале, прямо напротив знаменитого Дворца Дожей, - церквовь Санта-Мария-делла-Салюте (XVIII век). По решению сената от 22 октября 1630 года она была воздвигнута в знак благодарности Святой Деве Марии за избавление города от страшной эпидемии чумы. «Чёрная смерть» унесла тогда в могилу 47 тысяч жителей Венеции!

   На Гранд-канал выходит и главный фасад церкви Святой Марии из Назарета, расположенной у моста Скальци за железнодорожным вокзалом. Получила своё название из-за «босоногих» (итал. scalzi) кармелитских монахов, основавших её в XVII веке. Строительство было поручено Бальдассару Лонгене в середине XVII века и затянулось на 35 лет. Позднее Джузеппе Сарди выполнил работы по фасаду, а своды капелл в 1743-1744 годах были расписаны Тьеполо. В церкви был похоронен последний дож Венеции Лодовико Манин.

   Обо всех увиденных достопримечательностях Гранд-канала подробно рассказать просто невозможно в рамках одного репортажа. Здесь что ни здание, то дворец со своей потрясающей историей. Поэтому, дальше просто просто плывём и любуемся.

   Путешествуя Гранд-каналом, мы проплываем под мостом Риальто - один из символов Венеции. В XII веке на его месте был деревянный мост. Его называли «мостом картароло», так как за переезд по нему через канал с купцов взимали налог в размере монетки картароло. Его подновляли и чинили до тех пор, пока он не провалился под тяжестью бесчисленных зевак, собравшихся на нём поглазеть на роскошную процессию маркизы Феррары, которая прибыла в город с визитом. И тогда решено было возвести каменный, более надёжный мост. Чести построить его добивались многие знаменитости, в том числе Микеланджело, Сансовино и Палладио - именитый архитектор из Виченцы. Но синьория (правительство) выбрала в конце концов проект Антонио да Понте, который и приступил к работам в 1588 году. Строительство продолжалось четыре года, и мост вышел на славу. Риальто - одноарочный мост, длина его почти 50 метров, ширина - 22 метра. Богатые купцы и ювелиры тотчас же застроили его своими магазинами, лавками.

   Плывём дальше.

   Очень увлекательная прогулка подходит к своей крайней точке – железнодорожному вокзалу. Неподалеку от вокзала Венеции расположена одна из них – церковь Сан-Симеоне-Пикколо, на куполе которой возвышается красивая статуя Иисуса.

   Венецианцы осознали всю необходимость постройки железнодорожного вокзала ещё в середине позапрошлого столетия после появления такой возможности в связи с новой дамбой, ставшей связующим звеном между городом и материковой Италией. К строительным работам приступили уже в 1861 году, а закончены они были лишь почти век спустя – в 1952 году. Название Санта-Лючия вокзал получил неслучайно. Когда-то на его месте стояла церковь, где хранились мощи святой мученицы Лучии Сиракузской, которая является покровительницей слепых. Строение снесли, а мощи святой перенесли в церковь Сан-Джеремия, где они находятся и по сей день и куда съезжаются желающие поклониться Лучии. А вокзалу по наследству осталось необычное для такого здания имя – Санта-Лючия.

   Чтобы закончить рассказ о водных артериях города, предлагаю совершить не менее увлекательную, но более романтическую прогулку на гондоле. Гондола – такая же достопримечательность Венеции как Сан-Марко, Дворец Дожей, стометровая колокольня Кампанила, прекрасные палаццо и мост Риальто. Первые упоминания о гондоле встречаются в хрониках XI века, в те далекие времена её использовали во время торжественных церемоний и праздников на воде. Каждая гондола строится под определённого гондольера, учитывая его рост и вес. При строительстве гондолы мастера пускают в дело восемь сортов дорогой древесины, позолоту и другие материалы, и вышедшее из их рук судёнышко похоже на дорогую игрушку. Вся гондола отделана чёрным лаком и чёрный цвет приятно сочетается с позолотой, алыми драпировками сидений.

   На гондольере белая рубаха или тельняшка, соломенная шляпа с цветной лентой на тулье. Он стоит позади пассажиров на специальном коврике и работает веслом, упираясь его валиком в изогнутую уключину. Гондольеры - это не только часть символики и мифологии Венеции, но вполне серьёзная профессия, которой овладевают в специальных школах. Именно в такой гондоле с гондольером мы отправляемся на прогулку. 

   Надо сказать, что наш гондольер не только изящно управлял своим судёнышком, но и отлично пел венецианские песни.

   Обычно искусство управления лодкой, а также знание всех водных путей города, предаётся от отца к сыну и эта профессия потомственная. Однако, как оказалось, дело это не совсем мужское – на водной трассе нам повстречалась женщина-гондольер.

   А теперь расслабимся и насладимся самой прогулкой.

   После прогулок на катере и гондоле осваиваем пешеходную зону.

   Выходим на площадь Санта-Мария-Формоза, посреди которой стоит одноимённая церковь, - это одна из крупнейших площадей района Кастелло. Здесь есть прекрасный отель «Руццини», кафе и ресторанчики, небольшой рынок, сувенирные лотки, магазинчики и, как и на любой венецианской площади, древний колодец. На площадь ведут несколько мостов через каналы.

   Интерес вызывает церковь Санта-Мария-Формоза, происхождение названия которой очень любопытно и, я бы даже сказала, курьёзно. В VII веке некоему епископу Маньо, ставшему впоследствии святым, было видение: пред ним предстала Богородица и велела на этом месте построить церковь. В общем, ситуация вполне обычная, история знает таковых тысячи, если бы не один пикантный нюанс: Святая Дева имела обличие женщины с довольно пышными, по-нашему, по-светски выражаясь, формами, то есть была очень даже "формоза" (formosa). Нравится нам это или нет, но церковь так и назвали: "Святая Мария с формами".

   Чем ещё необычна Санта-Мария-Формоза? У неё два фасада: один смотрит на площадь, другой - на канал.

   Хочу отметить, церкви и храмы Венеции заслуживают большого внимания. Их количество превышает 150. Располагаются они в различных районах, построены разными ветвями христианства. Конечно, большинство из них католические, но есть и греческие, и армянские, и англиканские. Все они построены в различное время, но их всех объединяет то, что все они являются превосходнейшими памятниками архитектуры, украшенные бесценными фресками, картинами и скульптурами выдающихся мастеров всех времен и народов. Сначала мы увидели два храма, когда плыли от автостоянки к центру города по каналу Джудекка. Первый - это церковь Джезуати или Санта-Мария дель Розарио. Она была построена архитектором Джорджо Массари для ордена доминиканцев в первой половине XVIII века.

   Второй - собор Сан-Джорджо-Маджоре на одноимённом островке по другую сторону канала. К сожалению, видели его издали и против солнца. Собор возведён между 1566 и 1610 годами. Архитектор - Андреа Палладио, после смерти мастера храм достраивал его ученик Винченцо Скамоцци. Колокольня представляет собой квадратную кирпичную башню. Построена в 1791 году на месте рухнувшей звонницы. В 1800 году в соборе короновался Пий VII, избранный Папой Римским на конклаве, проходившем в Венеции.

   Гуляя по городу наше внимание привлёк очень красивый фасад базилики Святого Моисея. Первоначальная церковь VIII века была перестроена в Х веке для некоего Моизе Вениера, который пожелал посвятить её своему небесному покровителю Святому Моисею. В XIV веке к церкви была добавлена кирпичная колокольня со сквозной аркадой звонницы. По заказу семьи Фини перестроена в 1682 году Алессандро Треминьоном. Джон Рёскин назвал церковь Сан-Моизе самой неуклюжей постройкой Венеции. В XVIII веке в церкви произошёл ужасный случай - во время грозы молния ударила в крышу церкви, электрический разряд спустился по металлическому тросу, держащему люстру над алтарём и убил священника и его помощника, которые в тот момент как раз служили мессу.

   Теперь же подходим к площади Сан-Поло, где расположен один из самых больших и известных храмов Венеции - собор Санти-Джованни-э-Паоло. Вторым, не менее распространенным названием собора, в соответствии со спецификой венецианского диалекта, является наименование Сан-Дзанипаолло. Современное здание собора было построено в 1430 году и посвящено раннехристианским мученикам Иоанну и Павлу. В соборе находится очень большое количество произведений искусства.

   К тому же, собор Сан-Дзанипаолло является своего рода венецианским Пантеоном: в нём захоронено 25 дожей Венецианской республики и множество других выдающихся личностей - больше, чем где бы то ни было ещё.

   Слева, перпендикулярно собору и неким диссонансом, расположено белое, в богатом мраморном декоре, нарядное ренессансное здание Скуолы Гранде-ди-Сан-Марко, перестроенное в своём сегодняшнем виде в конце XV века после пожара. Сейчас там находится городская больница, но на первый этаж могут пустить.

   На углу Дзанипаоло находится монумент, ставший памятником как человеку, которого он изображает, так и венецианскому менталитету. На высоком постаменте взирает на площадь, восседая на лошади, Бартоломео Коллеони - кондотьер (наёмные полководец), долго и славно прослуживший Венеции на полях битв. Он пообещал завещать всё своё состояние Венеции, если венецианцы заключат с ним договор об установке ему памятника у базилики Сан-Марко. А ведь даже дожи не могли удостоиться такой чести! Жадные до денег правители Венеции договор подписали, но коварно заменили в тексте слова «у базилики» на «у стен Сан-Марко». Невнимательно прочёл договор старый вояка… В результате, через 20 лет после кончины Коллеоне, памятник таки воздвигли… у стен скуолы Сан-Марко на кампо Сан-Дзанипаолло - ведь соблюдение договора для республики, живущей торговлей – дело святое.

   Оглядываем кампо Сан-Дзанипаолло со стороны канала и продолжаем пешую прогулку городом.

   На площади Кампо-Сан-Бартоломео, неподалеку от моста Риальто, увидели памятник известного венецианского драматурга Карло Гольдони. Памятник исполнен по заказу власти Венеции. Был установлен в 1883 году. Автор этого творения скульптор Антонио Дель Зотто. Карло Гольдони родился в Венеции в 1707 году. Он оставил свой вклад в развитии комедии. Именно его считают родоначальником итальянской комедии. В пьесах драматурга отслеживается появление персонажей с настоящими человеческими характерами и судьбами. До этого времени такой тенденции в комедиях не прослеживалось и в пьесах по традиции использовались комедии масок. Нужно отметить, что творчество Карло Гольдони было достаточно продуктивным и востребованным, ведь он автор более двухсот пьес. Жители Венеции решили увековечить память Гольдони и поставили ему монумент.

   Подходим к мосту Риальто, проложенного через Большой канал, - одного из символов Венеции. 

   До XVI века здесь строились деревянные мосты, которые неизменно рушились или сгорали. В нынешнем виде Риальто представляет собой изогнутую мраморную дугу с длиной перелёта 48 метров, а ширина моста составляет 22 метра. Риальто стоит на 12 тысячах свай. Построен он был в 1591 году по проекту Антонио да Понте, а вскоре после его открытия власти города разрешили кораблям проходить под ним. Мы хорошо осмотрели его с Гранд-канала, а теперь получили возможность пройтись по нему.

   С него открывается чудесный вид на Гранд-канал.

   Венеция - всё, личность – ничто. Под таким лозунгом почти полторы тысячи лет просуществовала Венецианская республика. Вся система управления и система выборов дожа (главы республики), была направлена на исключение возможности возникновения культа личности какого-либо одного человека. А все попытки нещадно пресекались. В действительности дож не имел реальной власти. На деле всем заправляли Большой совет и Совет десяти, который являлся и судом, и трибуналом, и карающей рукой – этакой своеобразной государственной инквизицией. Один из дожей, Марино Фальер, 55-й дож Венеции, решил изменить принятый устой правления. Он воспротивился ограничению единоличной власти, за что и поплатился головой. В 1365 году был издан указ, согласно которому имя Фальера было стёрто с фриза в зале Большого совета, где выбиты имена всех дожей, и заменено надписью: «На этом месте было имя Марино Фальера, обезглавленного за совершенные преступления». Может быть, поэтому в Венеции, в отличие от других европейских городов, практически нет памятников. Тем значимее выглядит бронзовая статуя Даниэля Манина, итальянского патриота и президента республики Венеции во время протеста 1848 года против австрийской империи, сделанного художником Borro в 1875 году.

   Возвращаясь к площади Сан-Марко, увидели на набережной памятник королю Виктору Эммануилу II, при котором была объединена Италия. Установленные у пьедестала каменные львы заслуживают особого внимания. С одной стороны - слабый лев и удручённая женщина (Венеция) и на щите выбита дата 1848-1849, когда в Венеции произошло восстание против австрийского господства, завершившееся поражением. С другой стороны - сильный лев и торжествующая Венеция, которая присоединилась к Италии в 1866 году.

   На набережной впервые повстречали карабинеров – стражей порядка.

   До отплытия нашего катера к стоянке нашего автобуса осталось время, которое я посвятила знакомству с бутиками, но цены там просто убийственные, и многочисленным уличным прилавкам, где и прикупила сувениры на память об этом уникальнейшем городе.

   Конечно же, не обошлось и без ужина в одном из местных ресторанов. Венецианскую кухню прославляют "три сокровища": паста с мелкими моллюсками, поджаристая полента в чернилах кальмара и ризотто из риса, окрашенного шафраном в цвет жёлтых китайских шелков. Жареную рыбу венецианцы подают на толстой, впитывающей жир бумаге, морской суп варят так, словно опустили кипятильник в битком набитый аквариум, и даже нашу грубую (но любимую) картошку доводят до консистенции облака.

   Венеция - это город, имеющий свой подлинный дух, характер и смысл. Это город, который целиком является одним огромным памятником истории. Человеку, принимающему Венецию всей душой, любой уголок этого мистического города покажется красивым и сказочным. Будь то парадная площадь, маленькая церквушка, магазин масок или узкая венецианская улочка. В Венеции нет спальных, уродливых районов. Она вся целиком - произведение искусства. Венеции легко простить её вечное самолюбование. Полностью построенная на воде людьми, осмелившимися бросить вызов морской стихии, Венеция не похожа ни на один другой город. Это один из самых красивых и романтичных городов мира. Узкие тротуары и пышные венецианские набережные, уютные улочки и роскошные площади, окружённые строгими церквями и элегантными дворцами, и особенная редкостная тишина из-за отсутствия автомобилей - всё это произвело на меня неизгладимое впечатление.