(1752-1754)

Санкт-Петербург

Автор проекта – Ф. Б. Растрелли. Участок в форме неправильного четырёхугольника застроен по периметру. Фасады трёхэтажного здания, обращённые на Невский и на Мойку имеют богатую пластичную моделировку: окна различного рисунка украшены сочными наличниками, сандриками и лепниной; центры фасадов отмечены приставными колоннами и раскреповкой антаблемента; впечатление нарядности усиливают кованые железные решётки под окнами бельэтажа (фасад, выходящий на Невский). В интерьере двусветный зал с лепниною и живописным плафоном (живописец – Дж. Валериани). В 1790-х годах часть интерьеров перестроена и отделана в стиле классицизма (архитекторы – А. Н. Воронихин и Ф. И. Демерцов): картинная галерея, разделённая на три части двумя парами колонн ионического ордера, Минеральный кабинет с купольным перекрытием. Угловая и Арабесковая залы.

Первый владелец дворца – елизаветинский вельможа граф С. Г. Строганов (1707-1756) Во второй половине XVIII – начало XIX веках дворец принадлежал его сыну – государственному деятелю и меценату , президенту академии художеств графу А. С. Строганову (1733-1811). Во дворце Строганова бывали Д. И. Фонвизен, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич (переводчик Илиады и Одиссеи), композитор Д. С. Бортнянскийи другие деятели искусств. Коллекция картин, принадлежащая Строгановым и размещавшаяся в картинной галерее дворца – одно из лучших частных художественных собраний России (после Октября – в Эрмитаже).

Строгановы владели дворцом до 1917 года. В 1918-1920 в Строгановском дворце находился Музей быта, затем - всевозможные учреждения. В 1941-1944 дворец пострадал от артобстрелов, и реставрирован в 1948-1954 и в 1966-67 годах. В апреле 1988 года Исполком Ленсовета принял решение о реставрации дворца и передаче его Русскому музею.

Большая зала - единственная из интерьеров, сохранившая, хотя и не в полной мере, первоначальную отделку Ф. Б. Растрелли. В 1791 А. Н. Воронихин перестроил её. В 1804 ещё раз перестроил.

Воронихин Андрей Никифорович - (1759 -1814) - крепостной графа А. С. Строганова.

Зала с дубовым камином.

Люстра в зале с дубовым камином.

Большая гостиная.

Первоначально гостиная была меньших размеров, на три окна. В 1804-05  А. Н. Воронихин включил интерьер гостиной в парадные апартаменты графа Строганова П. А.

Парадная столовая (Угловая зала). Фрагмент. Расположена на месте прежней Растрелиевской Зеркальной галереи.

Между колоннами, а на самом деле - полуколоннами, расположены зеркала.

Воронихин А. Н. к свадьбе графа П. А. Строгонова отделал залу (осень 1793 г.).

Арабесковая зала. Через оную залу можно пройти в кабинет хозяина.

"Книжный шкаф" в Минераллогическом кабинете не что иное как потаённая дверь.

Картинная галерея.

Картинная галерея. Фрагмент.

Портрет графа Строганова  Александра Сергеевича (1733-1811). Горнозаводчик, просветитель (основатель первой в России рисовальной школы - т. н. Строгановское училище), коллекционер. Изображён на фоне строящегося Казанского собора (детище его крепостного - А. Н. Воронихина). Трагична судьба его внука и сына. 

Справа виден портрет снохи их сиятельства- Софьи Владимировны Строганой (по отцу Голицыной). Софья Владимировна - владелица усадьбы Марьино что в Тосненском районе Ленинградской области.

Дворец Строгановых.