(1768-1785)

Памятник архитектуры классицизма. Архитектор Антонио Ринальди. Завершает ряд парадных зданий примыкающих к Зимнему дворцу. Дворец отличается строгой прямолинейностью, лаконизмом и простотой отделки фасадов, выходящих на Миллионную улицу, набережную река Нева и Мраморный переулок. Главный фасад, расположенный в глубине двора, имеет сложную декоративную обработку. Многие детали здания, как снаружи, так и внутри облицованы тридцатью двумя сортами мрамора, оттенки которого подобраны с необычайной тонкостью и изысканностью. Это и послужило поводом для названия дворца. Курденёр задумывался открытым, однако позже парадный двор с юга (Марсова поля) и с севера (реки Нева) ограничен кованными решётками на гранитных столбах с мраморными вазами. Прежде участок дворца с востока ограничивал так называемый Красный канал, который соединял Неву с Мойкой (канал ныне засыпан). Именно на Красный канал и выходил главный фасад дворца. Ограда соединяет Мраморный дворец со служебным флигелем (1780-1788, ар. Егоров П. Е.). Парадная лестница и первый ярус дворца украшены работами Федота И. Шубина, и Михайлы И. Козловского.

В отделке интерьеров маэстро следовал традициям барокко. Из-за смены владельцев дворца многие помещения неоднократно переделывались.

Первый владелец Мраморного дворца граф Григорий Г. Орлов, фаворит Екатерины Второй, до конца строительства не дожил (ум. в 1783). После его кончины императрица выкупила дворец. В 1797 году, после смерти Екатерины Второй, император Павел Первый выписал из Гродны последнего короля Ржечи Посполитой – Станислава Августа Понятовского – и поселил его во дворце. После 1798 года, смерти пана Понятовского, дворец стал резиденцией великих князей Константиновичей: Константина Павловича (1798-1831), Константина Николаевича (1831-1888) и Константина Константиновича (1888-1915).

1844-1851 – Александр П. Брюллов кардинально перестроил интерьеры Мраморного дворца для Великого князя Константина Николаевича. Маэстро значительно изменил отделку многих помещений. Первоначальный декор сохранила Парадная лестница.

Октябрь 1917- март 1918 во дворце размещался Наркомтруд (Народный комиссариат труда). Коллекция живописи и скульптуры, собранная Великими князьями, разошлась по различным учреждениям. В 20-х – 30-х годах XX века во дворце располагались Гос. академия истории материальной культуры, Общество культурных связей с заграницей и другие учреждения.С 1937 по 1992 годы- Музей В. И. Ленина. Во время блокады 1941-1944 годов наружное украшение дворца сильно пострадало. В пятидесятые и семидесятые годы XX века была проведена реставрация. С 1992 – филиал Русского музея.

Вид на Мраморный дворец (сразу за Троицким мостом.Тёмного цвета на фото).

Главный фасад со стороны Курденёра. Фигуры по краям башни с часами работы Федота Шубина.

Памятник Александру Третьему работы Павла Трубецкого. На данном месте стоит с 1994 года.

Парадная лестница Мраморного дворца. Слева - День, прямо - Вечер (Артемида).

Парадная лестница. День (символизирует юность).

Ротонда. Кабинет Великого князя Константина Николаевича. Оформлен морской темой.

Константин Николаевич - генерал-адмирал, морской министр с 1853 года, председатель Адмиралтейства, провёл огромную реформу флота (в частности его стараниям были упразднены телесные наказания нижних чинов в армии и флоте). Принимал большое участие в реформах судебной системы России, написал манифест по освобождению крестьян. По инициативе Константина Николаевича была продана Русская Америка (Аляска).

Мраморная зала.

Фонтан в зимнем саду.

Обои, украшающие пилястры в цветнике Зимнего сада. Были найдены ленинградцами при ремонте своей квартиры под слоем обоев. принесены в музей и отреставрированы специалистами Русского музея.

Указывает пальцем на СПб.

Белая зала. Оформлена на русские мотивы.

Музыкальная комната в личных покоях Великого князя Константина Константинович, поэта Серебряного века (знаменитый КР).

Фрагмент интерьера.

Будуар в стиле "Людовик Пятнадцатый".

Фрагмент декора. (Критика вырывает перья у Поэзии).