(1835-1836. 1880-1890)

Памятник архитектуры позднего русского классицизма. Построен на месте усадьбы сподвижника Петра Первого – графа Головкина Г. И. Главный вход в усадьбу располагался со стороны реки Мойка. На протяжении всего “века Осьмнадцатого” владельцы участка часто менялись: канцлера Головкина сменил генерал-фельдмаршал граф Бутурлин; позже усадьба перешла к графам Левашову-старшему В. И. (генерал-майор, состоял в свите Екатерины Второй во время её поездки в Тавриду, при Павле Петровиче командовал Семёновским полком и был послом в королевстве Обеих Сицилий) и Левашову-младшему Ф. И. (генерал-майор, сенатор). Оба брата собрали огромную библиотеку. Во дворце, по личной просьбе Екатерины Второй, братья поселили Франсиско Миранду (в 1786-1787 Миранда предпринял путешествие по ряду европейских столиц), лидера инсургентов Венесуэлы и графа д”Артуа, будущего короля Франции Карла Десятого, брата казнённого Людовика Шестнадцатого. (После взятия Бастилии в 1789 году, Карл, представлявший монархию Франции в Европе, посетил Санкт-Петербург).  Потом участком владели князья Гагарины.

Здание дворца в 1835-36 годах перестроил архитектор Александр Христофорович Пель. Он же и проделал главный вход во дворец с улицы Большая Морская.

В 1861 году здание у князя Гагарина С. С. приобрёл барон, успешный и чуть ли не самый богатый банкир Санкт-Петербурга, Штиглиц Александр Людвигович в качестве свадебного подарка для своей воспитанницы и приёмной дочери, которая вышла за  Александра Александровича ПоловцОва (1832-1909), сенатора, государственного секретаря, промышленника и мецената. Из дворян. Службу начал титулярным советником (IX класс по Табели о рангах. Соответствовал штабс-капитану, ротмистру или есаулу), а закончил действительным тайным советником (II класс по Табели. Соответствовал полному генералу или адмиралу).

70-е годы XIX века здание дворца снова подверглось переделке: внутренней отделкой дворца занимался Н. Ф. Брюллов, сын профессора академии Художеств Брюлло Ф. П.). Он полностью переделал отопительную систему, канализацию и водоснабжение дворца. В 1887 – 1892 г. г. архитектор Месмахер Максимилиан Егорович переделал интерьеры.

В 1916 году здание купил сахарозаводчик Ярошинский К. И.

В 1920 в здании дворца разместилась профсоюзная школа. Второй этаж здания использовался для собраний, лекций, концертов. По этой причине интерьеры полностью сохранились до наших дней.

В 1934 году во дворце разместился Союз архитекторов (СА). До передачи здания на баланс СА экспроприаторы не забыли картины, ковры, мебель. Коллекции гобеленов (XVIв.) и китайского фарфора были проданы на аукционах в Европе.

В настоящее время СА устраивает во дворце доклады, лекции, встречи с мастерами архитектуры и деятелями науки и искусства, с представителями других творческих союзов, а также выставки, концерты, спектакли, просмотры (в Бронзовой (Банкетной) зале) кинофильмов, организует творческие выставки архитекторов, проводит реставрационные работы по зданию и предметам декоративно-прикладного искусства; имеется библиотека.

Золотая зала. 

Украшена многими сортами мрамора. Несколько перегружена роскошью и украшениями, что характерно для стиля эклектика.

Будуар. Он же Зимний сад. Потолок.

Зелёная гостиная.

На картуше барельеф с изображением в профиль Июневой Надежды Михайловны. 

Воспитанница и приёмная дочь барона Штиглица Александра Людвиговича была внебрачной дочерью Великого князя Михаила Павловича, сына императора Павла Петровича.

Государь император Николай Павлович время от времени справлялся у герра Штиглица здоровьем и делами его воспитанницы.

Зелёная гостиная украшена бюстами римских императоров. Каракалла.

Дубовая зала (Библиотека) украшена резьбою и скульптурою.

Книги укрыты декоративными панно голубого цвета.

Нотная (Малая) библиотека.

Бронзовая (Банкетная) зала. Фрагмент декора.

Украшена бронзовыми накладными деталями, малахитом, зеркалами и шпалерами.

В 1916 году здесь свои стихи читали Есенин Сергей и Клюев Николай.