Знакомство с одним из самых интересных городов Украины для меня началось с раннего детства. В то время там на улице Стрыйской, рядом с парком, проживали моя бабушка и её сын – родной брат моего отца. После войны во Львов приехал и мой отец, где он после артиллерийского училища приобретал гражданскую специальность в местном техникуме. Даже не помню, сколько раз я там была. Но время шло, один за одним уходили в вечность мои львовские родственники, но связь со Львовом не прекращалась: то командировка, то экскурсии, то просто свободное времяпровождение до и после зарубежных поездок, часть которых начиналась именно с этого города, расположенного в 70 км от польской границы. Именно с этого новейшего времени начну свой фоторепортаж об этом очень интересного и самобытного города.

   Львов - областной центр Львовской области, национально-культурный и образовательно-научный центр, крупный промышленный центр и транспортный узел, в печати и в народе называется столицей Галиции и Западной Украины. По численности населения седьмой город страны (на 1 марта 2015 года население города составляло 728 545 человек). Согласно одной из наиболее распространённых версий, город Львов был назван князем Данилой Галицким в честь его сына Льва. На протяжении всей своей истории Львов никогда не переименовывался. Примечательно ко Львову можно услышать разнообразные эпитеты, самыми известными из которых являются: «Город Льва» или «Город львов», «Королевский город», «Жемчужина короны Европы», «Город-музей», «столица Галичины», «маленький Париж», «маленькая Вена», «культурная столица Украины» и другие.

   Львов основан галицким князем Данилой Романовичем в середине XIII века. Около 1272 года город стал столицей Галицко-Волынского княжества, в дальнейшем также был столицей Королевства Руси, Королевства Галиции и Лодомерии, Западно-Украинской Народной Республики и Украинского государства. В 1894 году во Львове прошла Галицкая краевая выставка, а в 1939 году на основе соглашений между Советским Союзом и Германией (пакта Молотова - Риббентропа) он вошёл в состав Украинской ССР.

   Знакомство начинаем с Львовского железнодорожного вокзала. Львовская железнодорожная магистраль одна из старейших на Украине. Первый поезд прибыл во Львов 4 ноября 1861 года из Вены. В 1866 году проложена ветка до Черновцов, а в 1869 - до Брод. В начале XX столетия назрела необходимость строительства нового вокзала во Львове. И новое здание главных ворот города было сдано 26 марта 1904 года. Вокзал был одним из лучших в Европе, как с архитектурной, так и с технической точки зрения.

   Рядом с вокзалом расположено несколько интересных зданий и объектов.

   Особое внимание обращаем на бывший костёл Святой Эльжбеты, который с 1991 года находится в собственности украинской греко-католической церкви и именуется храмом святых Ольги и Елизаветы. Возведенный в неоготическом стиле на площади Кропивницкого, рядом с улицей Городоцкой, в 1903-1911 годах, был назван в честь популярной в народе императрицы Елизаветы (Сиси) Габсбург, супруги императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I.

   За храмом находится мемориал в честь Степана Бендеры. Памятник этой неоднозначной личности открыли в 2007 году во время празднования 65-летия Украинской повстанческой армии. Этот монумент быстро стал достопримечательностью Львова благодаря своей высоте 4 метра. Чуть позже за памятником возвели 30-метровую триумфальную арку на четырёх колоннах.

   Львов всегда славился своими высшими учебными заведениями. Подходим к главному корпусу одного из них – «Львовской политехнике» - старейшему техническому учебному заведению Украины, основанному в 1844 году под названием «Техническая Академия».

   Здесь же расположены корпуса и некоторых других его факультетов,

а также памятник в честь павшим «политехникам» в годы Второй мировой войны.

   Рядом находится ещё один красивый памятник – выдающемуся украинскому композитору, автору музыки к государственному гимну Михаилу Вербицкому, торжественно открытому 27 декабря 2015 года.

   Тем временем подходим к историческому центру Львова, который внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно прогулке по нему и будет посвящена первая часть моего рассказа о городе. В городе находится наибольшее количество памятников архитектуры на Украине. В 2009 году ему присвоено звание культурной столицы Украины. Город периодически занимает ведущие места в рейтингах туристической и инвестиционной привлекательности. Во Львове создана пешеходная зона из 26 улиц и площадей, на некоторых улицах которой разрешается движение трамваев, доставка товаров и парковки жителей. В центре пешеходной зоны расположена центральная площадь города – площадь Рынок - своеобразный музей под открытым небом, с различными архитектурными стилями, историями и легендами.

   В самом центре площади Рынок располагается Ратуша с 65-метровой башней, построенная после получения городом полномочий самоуправления (Магдебургское право в 1357 году). В то время здание было сооружено из дерева, поэтому вскоре в 1381 году оно сгорело. После пожара львовские органы власти принялись за реконструкцию ратуши, используя при этом уже камень. К концу средневековья Ратуша Львова представляла собой целый конгломерат построек. На возведение западной части ушло около 13 лет, а восточную часть завершили лишь к середине XV века. Доминантой всей композиции выступала высокая башня, которая была увенчана маньеристским кивером (орнаментальным козырьком). Современная башня была заложена в 1827 году, а выстроена она была к 1835 году в стиле венского классицизма. Львовская ратуша, высотой в четыре этажа, выполнена из кирпича, с небольшим двориком во внутренней её части. Архитектурный ансамбль довершает высокая башня с городскими часами.

   Львовская городская ратуша – это молчаливый свидетель всех исторических городских событий. В средние века прямо возле неё стоял столб наказания, на котором казнили таких «изменников отчизны», как предводителя крестьянско-казацкого восстания Ивана Подкову и молдавского господаря Томшу. Здесь происходили международные встречи, сюда приезжали Пётр I, многие польские и шведские короли. Во время революционных событий в 1848 году во Львове, австрийская артиллерия очень сильно обстреляла центр города, при этом довольно прилично повредив и Ратушу, вследствие чего первоначальная башня полностью рухнула. Здание было отремонтировано в 1851 году – купольная часть была заменена на зубчатые штыки, как в башнях средневековья, а в 1852 году на верхушке башни были установлены новые часы. С 1939 года здание Ратуши занял Львовский городской совет. В 1948 году над главным входом в Ратушу была установлена скульптурная группа, которая до наших дней, к сожалению, не сохранилась, а перед входом – фигуры львов и щиты с гербом Львова.

   Вход в Ратушу свободный, но подъём на башню и её смотровую площадку – платный.

   В коридорах Ратуши установлены бюсты основателю города и митрополиту Шептицкому.

   На витраже изображён герб Львова.

   Преодолев 350 деревянных ступенек, со смотровой площадки увидишь всю невероятную красоту древнего города.

   По углам площади Рынок находятся фонтаны со статуями Дианы, Адониса, Амфитриты и Нептуна, сделанные знаменитым львовским скульптором Г. Витвером в 1793 году. Каждый фонтан обладает восьмигранной чашей, в центре которой размещён персонаж античной мифологии.

   Площадь окружена 44 зданиями. Все они создают уникальнейший музей под открытым небом. Почти на каждом сооружении висит охранная доска с надписью: «Памятка архитектуры». При этом каждая постройка обладает собственной историей. На большинстве из них сохранились некоторые элементы готической архитектуры XV-XVI веков. Среди них такие достопримечательности, как «Чёрная камяница»; дворец Корнякта с «итальянским двориком» и «королевскими комнатами», где снимали фильмы «Салют, Мария», «Ошибка Оноре де Бальзака» и многие другие; музей мебели и фарфора, музей-аптека и музей униформы украинских воинских формирований. Площадь Рынок используется как транспортная магистраль, линия электрического трамвая здесь проложена в конце XIX века.

   Здание «Чёрная камяница» построено в 1577 году архитектором П. Красовским и представляет собой образец жилой ренессансной архитектуры. С 1596 года дом стал собственностью Я. Лоренцовича, который открыл здесь одну из первых аптек во Львове, он же достроил третий этаж, а четвёртый надстроен уже в 1884 году. Ныне здание принадлежит Львовскому историческому музею. Фасад и угловые пилястры покрыты тёсаным камнем, который почернел от времени, благодаря чему здание получило своё нынешнее название. Фасад украшен орнаментом и сюжетной резьбой.

   Открытая ещё в 1735 году военным фармацевтом Наторпом, аптека переходила от одного владельца к другому, выполняя свою благородную миссию. Продолжает она активно служить людям и в наше время, став государственной аптекой № 15. Теперь в ней можно приобрести готовые лекарственные препараты. Продаются здесь и памятные сувениры.

   В торговом зале аптеки-музея представлен фрагмент штатива для весов в виде изваяний древнеримских богов врачебного искусства - бога лечения Асклепия (Эскулапа) и его дочери - богини здоровья Гигиен.

   На площади под открытым небом можно встретить таких себе соломенных домашних животных.

   Здесь можно и посидеть, в том числе на таких уютных лавочках,

а можно и перекусить,

и попить кофе или пиво.

   Конечно, на главной площади города расположено несколько уникальных ресторанов и кафе, в которых можно прекрасно не только отдохнуть, но и прекрасно пообедать или выпить чашечку «смачної львівської кави з надзвичайно смачними тістечками».

   К тому же можно ознакомиться с процессом приготовления ароматного кофе.

   Желающим не только утолить голод, но и окунуться в атмосферу военного бункера Украинской повстанческой армии (УПА), которая действовала в Западной Украине в 1942-1953 г.г., советую заглянуть в ресторан «Криївка», расположенный в подъезде дома № 14 на площади Рынок. Но, как и положено настоящему "бандеровскому схрону" (землянке бойцов УПА), он хорошо законспирирован и найти его непросто. Как попасть в ресторан "Крыивка": после того, как вы обнаружили дверь (здесь нет вывесок и рекламы), нужно постучать в маленькое окошко. Его откроет вооружённый охранник с позывным "Слава Україні!". Правильный отклик - "Героям слава!". После этого вас спросят нет ли среди вас "москалів, комуністів, запроданців". Чтобы вы не ответили, вам всё равно для проверки предложат выпить рюмку медовухи. И только после этого книжный шкаф, возле которого вы всё это время провели, откроется и вы сможете через него попасть внутрь.

   Охранники в Крыивке являются ещё одним элементом эпатажного образа заведения. Для тех, кто незнаком с названием, Крыивка означает землянку в лесу, или попросту укрытие партизан УПА. Под таким именем и открылось этот законспирированный ресторанчик-музей. Интерьер ресторана «Криївка» представляет собой удачную стилизацию настоящего лесного схрона ОУН-УПА периода Второй мировой войны - на стенах висит оружие и различные национальные артефакты, при желании можно пострелять в потолок холостыми патронами из некоторых видов оружия ВОВ, все официантки одеты в форму и вооружены бутафорскими "автоматами".

   Крыивка припадёт по душе всем желающим поужинать в полевых условиях с походного котелка, послушать украинские песни, пообщаться со знакомыми в очень шумном повстанческом клубе. В своё время вокруг этой кнайпы (забегаловки) было много невероятного ажиотажа. Увидеть на собственные глаза рукотворное укрытие под землёй нашлось очень много желающих, буквально выстроившихся в очередь перед входом. На сегодняшний день кнайпа представлена тремя подземными длинными залами из нетёсаного камня на 200 человек. В меню заведения присутствует традиционный набор украинских блюд: кулеш, смалец, кишка, окорок свиной, домашний сыр, сальцо, колбаски, говядина, голяшка свиная, язык с грибами, вареники, белые грибы, селёдка, гарниры – картошка с салом, гречка, хрен.

   Дополняют вид «землянки» фото на весь потолок бывших повстанцев, их одежда, керосинки, автоматы ППШ и Шмайссеры, радиостанции …

   Кроме залов, интересно заглянуть и во внутренний двор этого необычного музея-ресторана, где представлена трофейная военная техника.

   Оригинальный интерьер, приветливое обслуживание и множество интересных деталей отлично передают атмосферу времён УПА. Некоторые люди принимают слишком к сердцу атмосферу заведения. Крыивка – это хорошая идея как для бизнеса, так и для популяризации украинского без заезженной шароварщины и деструктивной враждебности. По крайней мере, таким выдаётся задумка.

   Гуляя по средневековым улицам, расположенным рядом с Рыночной площадью, окунаемся в сохранившуюся неповторимую атмосферу веков и сам дух города. Город по праву имеет право называться «городом памятников» - по состоянию на 2012 год 89 памятников Львова имеют статус памятника монументального искусства. К тому же именно во Львове в начале XVIII веке был установлен первый памятник в Украине - монумент гетману Станиславу Яблоновскому. В центре города установлено ряд уникальных памятников, среди которых я бы отметила памятники: Леопольду фон Захер-Мазоху, установленный на ул. Сербской, возле «Мазох-кафе» в 2008 году, скульптор - Владимир Цисарик;

Владимиру Ивасюку на проспекте Шевченко, 7/9, открытый 20 декабря 2011 года, который полностью профинансировал Святослав Вакарчук;

изобретателям керосиновой лампы расположенной на ул. Армянская, 18 у ресторана-музея "Керосиновая лампа". Вверху - Игнатий Лукасевич, а у изобретения сидит Ян Зег. Скульптор - Владимир Цисарик.

   Во Львове сохранились кварталы: латинский, армянский, русинский и еврейский, которые сохранили в своей архитектуре традиции и быт разных национальностей и конфессий. На площади Соборной восторженно всматриваемся в красоту расположенного здесь монастыря бернардинцев.

   По маленькому скверу идём к памятнику украинскому первопечатнику Ивану Фёдорову, открытому в 1977 году (архитектор - Анатолий Консулов).

   Здесь на небольшой площади находится базарчик букинистической литературы. За символические деньги здесь можно купить книги классиков мировой литературы. А самое главное, что страницы таких книг хранят неповторимую атмосферу львовских улочек и базара.

   Проходим Городской арсенал - фортификационное сооружение, построенное в 1554-1556 г.г. Памятник ренессансной оборонной архитектуры. Городской арсенал примыкал к крепостным стенам Львова, остатки которых видны с улицы Арсенальной.

   Здание Арсенала выполнено из камня, двухэтажное, прямоугольное в плане, с небольшой восьмиугольной башней на северной стороне. По данным исследований и раскопок, проведённых в 1970-х годах, башня и стены первого этажа имеют более давнее происхождение и были построены, по-видимому, в XIV веке. В XVIII веке в подвалах львовского городского арсенала держали пленных украинских казаков и гайдамаков. В одном из казематов находилась камера пыток и жильё городского палача. Во время нападения шведов в 1704 году арсенал был разрушен, но через два года отстроен снова. Современная реставрация была проведена в 1979-1981 годах. С 1981 года - музей оружия «Арсенал».

   Далее идём по лестнице ко входу во двор православной Успенской церкви, или Волошской - памятник итальянской ренессансной архитектуры (XVI-XVII веков), которая находится на улице Русской, 5/7.В ансамбль входят несколько памятников. Интерьер Успенской церкви украшен живописью XVII-XVIII веков, здесь находится иконостас 1773 года, на окнах - витражи П. Холодного (1920-е и 1930-е). Часовня Трёх Святителей, соединённая с Успенской церковью в середине XIX века. Колокольня сооружена на средства Константина Корнякта и носит его имя, высота памятника 65 м. Церковь принадлежит общине УАПЦ.

   Следующая на нашем пути достопримечательность – величественный комплекс Доминиканского собора Тела Господня, состоящий из собственно собора, колокольни и монастыря. Собор построен на средства гетмана Юзефа Потоцкого. Его архитектура точно отражает европейские веяния того времени: храм имеет форму вытянутого креста, а его величественный купол поддерживают восемь пар массивных колонн. Над входом в храм надпись - «Лишь Господу честь и слава». И здесь же изображение символа монашеского ордена доминиканцев - собака на Библии с горящим факелом, зажатым в зубах, ведь название ордена доминиканцев переводится с латыни как псы Божьи.

   Внутренняя отделка храма поражает изысканной красотой и торжественностью. Восемнадцать резных деревянных фигур доминиканцев, своей праведностью заслуживших звание Святых, расположены в верхних галереях храма. Центральный алтарь украшен четырьмя фигурами апостолов: Петра, Павла, Иоанна-Крестителя и Луки.

   Самое привлекательное место для загадывания желаний – памятник Никифору Дровняку. Далеко не все знают, что этот загадочный человек в шляпе вблизи Доминиканского собора – известный художник-примитивист. Однако, всем известно, что он исполняет желания. Надо просто потереть палец или нос художника.

   Дальше от перекрестка с улицей Друкарской видим дом "Времен года" (ул. Армянская, 23). Фасад здания соответствует названию. В 70-х годах скульптор Гавриил Красуцкий украсил дом, образно говоря, разными временами года. Изюминкой выделяющей его в стройном ряду вплотную прилегающих к нему зданий, является главный фасад, оформленный в стиле позднего классицизма с его вытянутыми пилястрами ионического ордера, объединяющими второй и третий этажи; рустами нижнего яруса, подчёркнутыми замковым камнем; горельефным изображением Хроноса, удерживающего солнечные часы мироздания; табличками со сценами из жизни крестьян “Георгики” Вергилия, символизирующих времена года (“пахота” - весна, “жатва” - лето, “чистка льна” - осень и “свадьба” - зима); фризом зодиакальных знаков верхнего яруса; рельефом карниза и маскаронами капителей пилястр у двухскатного завершения четырёхэтажного объёма.

   В средневековой части города сосредоточено большое количество культовых сооружений разных конфессий. Перед нами - знаменитый Армянский кафедральный собор - уникальный памятник восточной культуры на европейской земле XIV-XV века. В 2013 году исполнилось 650 лет армянскому кафедральному собору Успения пресвятой богородицы во Львове. Собор был построен в 1363 году архитектором Дорхи из Силезии на средства зажиточных армянских купцов и представляет собой один из наиболее интересных памятников армянского зодчества на Украине. В архитектуре собора черты романо-готического стиля гармонично сочетаются с богатыми традициями армянского храмового строительства. Возле глухой стены дома установлен деревянный горельеф «Голгофа» (XVIII век).

   С течением времени собор неоднократно достраивался. В XV веке к нему была пристроена аркада в духе ренессанса, в XVI столетии по проекту Павла Красовского была возведена башня-колокольня. В результате вокруг собора сложился уникальный архитектурный ансамбль, объединивший в единое пространство с храмом женский бенедектинский монастырь, армянский банк, дворец архиепископов и здание армянского суда.

   Интерьер Армянского собора.

   Дальше идём по улице Театральной и обращаем внимание на костёл Петра и Павла ордена иезуитов, который находится под № 13 на улице Театральной. Это барочная святыня XVII века, один из крупнейших храмов Львова. Сейчас он закрыт и внутри содержится книгохранилище.

   Направляемся к Латинскому кафедральному соборую. Слева от здания Катедры находится часовня Боимов - памятник ренессанса, похожих на который нет во всей европейской архитектуре. Со стороны улицы Галицкой на стене часовни можем увидеть оригинальные портреты начала XVII века богатого купца Георга Боима и его жены Ядвиги.

   Подойдя ближе, в нишах фасада видим фигуры апостолов Петра и Павла. Интересно, что при создании таких фигурных композиций в качестве моделей использовали обычных людей. Поэтому здесь можно максимально приблизиться к времени той эпохи.

   Обойдя Катедру, перед входом со стороны трамвайных путей видна Часовня Кампианов. 

   А вот и одна из главных достопримечательностей города - Латинский кафедральный костёл (площадь Катедральная, 1). В нём идеально сочетаются архитектурные черты минувших эпох. Жаль, что ни один из мастеров-строителей так и не увидел своего труда до конца, настолько долго строился собор. Интересно, что на стенах Катедры с восточной стороны висят ядра, которые не позволяют забыть о грозной турецкой осаде Львова в 1672 году. Больше ядро рассказывает об этом надписью: "Ex obsidione turcica", что означает: "С турецкой осады, лета Божьего 1672, день 28 сентября". Зайдя в Катедру внутрь, можно увидеть прекрасно расписанные стены, своды, покрытые фресковой живописью Строинского, и витражи по эскизам Мегоффера и Матейко XIX века. 

   На этом месте предлагаю сделать небольшой привал, так как город Львов настолько богат достопримечательностями, что трудно их не только обойти за один день, но и рассказать о них в одном рассказе. В следующей части от центральной части мы направимся к его «окраинам» и, поверьте, они порадуют вас не меньше исторической средневековой части этого замечательного города, являющегося душой Украины.