Коломыя - город-страж Галицко-Волынского княжества

   Знакомство с Ивано-Франковщиной начинаем в городе Коломыя. Старинный город Коломыя на левом берегу реки Прут - один из самых красивых райцентров в Украине, неформальная столица Покутья. Этот город с населением 61 тысяча жителей – город-страж гуцульского колорита, колыбель западно-украинской истории, с подлинной архитектурой, сохранившейся со времён правления Австро-Венгерской империи.

   Впервые Коломыя упоминается как «доходный город» князя Даниила Галицкого в Галицко-Волынской летописи, датированной 1241 годом. Город располагался на пересечении важных торговых путей, которые вели в Прагу, Вену, Регенсбург и Майнц. В середине XIII века Коломыя и её околицы были важным центром добычи соли, что приносило большую прибыль княжеской казне. Выгодное географическое положение города способствовало активной торговле с Польшей, Венгрией, Византией, генуэзскими и венецианскими факториями Причерноморья, Литвой, странами Западной Европы. Территориально Коломыя входила во владения Галицко-Волынского государства, выполняя функции торгового и фортификационного центра юго-восточной границы Галицкой Руси. Тогда на берегах Прута стояли 4 крепости: в Коломые, Олешко, Снятине и Черновцах. Коломыя упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних». По дороге в Коломыю проезжаем через Снятин, где любуемся ратушей, которая считается одной из самых красивых и высоких (уступает по высоте только Львовской ратуше) в Украине. Высота здания составляет 50 м, её башню видно за несколько километров, ещё на подъезде к городу. Часы на ратушной башне, циферблаты которого размещены с четырёх сторон, каждые 15 минут извещает мелодичным звоном жителей города о времени.

   В период с 1349 по 1569 год Коломыя находилась под властью Польши, в 1405 году получила Магдебургское право. В 1411 году Коломыя со всем Покутьем была продана на 25 лет молдавскому государю Александру с условием, что последний выступит на стороне Польши против Венгрии. По тем же соображениям впоследствии Коломыйский замок несколько раз дарили молдавским воеводам. В 1490 году Коломыйская крепость не устояла перед десятитысячной армией повстанческого вожака Ивана Мухи. В 1498 году турки и валахи разрушили город, двигаясь на запад. С тех пор они почти ежегодно разоряли Покутье. В 1502 и 1505 годах Коломыя была сожжена, а в 1589 году почти полностью уничтожена. В 1772 году, после первого раздела Польши, город отошёл под власть Габсбургов. По новому административному делению 1781 года Коломыя была включена в Станиславский округ и частично потеряла свои функции уездного центра. В Коломые хорошо сохранилась застройка конца XIX - первой половины XX веков, поэтому в городе отчётливо заметно влияние австрийских времён. Это прослеживается в архитектурном стиле того периода,

как этот дом в центре города по улице Ивана Франко, в котором в настоящее время расположена частная поликлиника.

   15 сентября 1914 года в Коломыю вступили российские войска. В Первую мировую войну российские войска трижды брали и оставляли город. После Польско-Украинской войны город был включён в состав Польши и оставался в её составе до осени 1939 года, когда Западная Украина была присоединена к Украинской ССР. Во время Второй мировой войны треть города была сожжена, еврейское население было уничтожено нацистами. За один только день 21 января 1942 года в городе было расстреляно 400 евреев. 28 марта 1944 года город был освобождён советскими войсками. Началось восстановление города, но вместе с тем значительную часть местной интеллигенции арестовали и вывезли в Сибирь, пострадали католические священники, были разрушены и перестроены некоторые храмы.

   Мы разместились в самой известной гостинице гуцульского края – «Пысанка».

   Рядом с гостиницей расположен уникальный музей «Пысанка» - единственный музей декоративных пасхальных яиц в мире, архитектура и дизайн которого не может не удивлять, так как музей построен в форме гигантского яйца. Музей был создан на основе коллекции яиц в Коломыйском музее народного искусства Гуцульщины и Покутья им. Иосафата Кобринского. Сначала экспозиции проводились в Коломыйской церкви святого Благовещения.

   23 сентября 2000 года во время 10-го Международного гуцульского фестиваля музей был открыт в специализированном здании, частью которого является памятник пысанке, высота которой достигает 13,5 метров, а диаметр 10 метров. Таким образом, коломыйский памятник является самой большой пысанкой в мире. Помещение музея изготовлено полностью из цветного стекла, а общая площадь созданного таким образом витража больше 600 квадратных метров.

   Конечно, его мы посетили в первую очередь. В коллекции музея более 6000 яиц из разных регионов Украины и стран мира. Среди экспонатов музея и яйца с автографами известных политических деятелей Украины. По результатам акции «Семь чудес Украины» музей оказался на 8-м месте по голосам интернет-пользователей и на 17-м месте по голосам экспертов.

   Интересен также Национальный музей народного искусства Гуцульщины и Покутья имени Йосафата Кобринского, основанный в 1926 году. Находится в центральной части города Коломыи, в бывшем Народном доме, построенном на средства украинского общества.

   Коллекционные сборники насчитывают около 50-ти тысяч экспонатов и представляют все виды традиционного народного искусства гуцулов и покутян, начиная с XVII столетия и по настоящее время. 

   В музее представлены следующие виды народного искусства: художественная обработка дерева (резьба, инкрустация, выжигание), художественная обработка металла и кожи, гончарство, декоративное ткачество, ковроделие, вышивка и одежда. Авторами этих высокохудожественных произведений были гуцулы, населявшие высокогорье украинских Карпат Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областей, а также покутяны, территория которых разместилась между реками Прут, Днестр и Черемош.

   Главным торжественным дворцом города долгое время считался Народный дом. В нём проходили выступления известных людей, праздничные мероприятия и концерты. В парадном зале выступали М. Лысенко, М. Заньковецкая, Н. Кобринская, С. Крушельницкая, В. Стефанык и многие другие знаменитые украинские деятели искусства. Именно здесь местная интеллигенция устраивала свои вечера, на которых присутствовали самые выдающиеся люди Коломыи и не только. Сегодня Народный дом по-прежнему остается культурно-творческим центром города, а его официальный статус – отдел мэрии по культуре. Здесь отмечаются профессиональные и государственные праздники, проходят концерты, тематические вечера, конференции и лекции, фестивали и выставки, а также выступления народных коллективов. Народный дом относится к тем постройкам, которые хочется назвать игрушечными – он, скорее, напоминает небольшой сказочный дворец какой-нибудь принцессы, нежели административное городское здание.

   Одним из самых интересных зданий Коломыи является Ратуша, которая была возведена на месте старой деревянной, которая сгорела в 1865 году. Здание с квадратной башней находится в углу знаменитой рыночной площади как бы вполоборота к остальным постройкам. Она заметно выделяется среди двухэтажных домов центральной части Коломыи. Башня ратуши возведена в 1948 году. На ней размещён герб города и часы-куранты с тремя циферблатами, диаметр которых около 1 метра каждый.

   Ещё одной выдающейся достопримечательностью Коломыи является Благовещенская (Спасская) деревянная церковь 1587 года. Данное сакральное сооружение представляет особую ценность. Это один из самых прекрасных образцов гуцульской народной архитектуры с уникальным иконостасом. Кроме того, этот храм – самый старый на территории Гуцульщины. Часто туристы едут в город, чтобы увидеть именно её. Возведенная без единого гвоздя, она выстояла нашествие татар, которые разрушили остальной монастырский комплекс, к которому принадлежал храм. Церковь несколько раз реставрировали и даже делали незначительную перестройку. Поэтому внутри храма сохранились даже некоторые росписи XVII века. Есть у Спасской церкви и легенда. По рассказам местных, когда-то за советом к Богу в маленькую церквушку в Коломые приходил сам гетман Богдан Хмельницкий. Сейчас храм принадлежит Украинской Православной Церкви (МП).

   В городе имеются также храмы других религиозных конфессий. Среди них - Преображенский кафедральный собор, который носит гордое звание самого большого греко-католического храма на западе Украины. Кафедральный собор Преображения Христова построен в 1998 году. Строили его под наблюдением архитектора Виктора Мыцая. Освятили новый храм в 2012 году. Стоит отметить, что храм является двухэтажным и 52 метров высотой, может вместить на первом этаже около двух тысяч верующих, а на втором – три тысячи человек. Собор кирпичный, а средства на купола пожертвовал Иоанн Павел II, когда приезжал в Украину в 2001 году.

   Иезуитский костёл святого Игнатия Лойоллы в Коломые построен по инициативе польской католической общины города, которая пригласила для этого отцов-иезуитов ордена "Общества Иисуса". Кроме миссионерской деятельности, иезуиты занимались просветительством и благотворительностью. Строительством храма руководил инженер Н. Кжичковский. Костёл называли "панским", поскольку большинство прихожан были состоятельными людьми. В советские времена помещение костёла использовалось как магазин. В 1990 году храм святого Игнатия Лойоллы возвращён римско-католической общине города.

   Иван Франко десять раз посещал Коломыю. Первое его знакомство с городом состоялось 1 марта 1880 года. Через три дня по дороге в Нижний Березов, в Яблунов, Ивана Франко и его товарищи по подозрению в социалистической пропаганде арестовали австрийские жандармы и заточили в коломыйской ратуше, где размещалась тюрьма, в которой он пробыл три месяца. Именно в Коломые Каменщик написал «Гимн», положенный на музыку Николаем Лысенко, «На суде», «Вий, ветер, горы над сею тюрьмой», «Повсюду калечится правда», «Товарищам из тюрьмы» и другие стихи.

   В честь выдающегося украинского писателя, учёного и публициста в городе Коломыя воздвигнут памятник Ивану Франко. 27 августа 2011 года состоялась закладка краеугольного камня властями города, монумент открыт 27 августа 2012 года. Памятник внесен в список достопримечательностей монументального искусства национального значения. Вокруг памятника, согласно проекту, был обустроен обновлённый одноимённый сквер. Правда, во время моего пребывания в городе его ещё не было, поэтому фото взято из интернета.

   В городе установлен также памятник Тарасу Шевченко - крупнейшему украинскому поэту, гению слова, мысли и духа, проводнику украинской национальной идеи. Шевченко был и остаётся самым талантливым сыном своего народа, его символом. И хотя Тарас Шевченко никогда не ступал на землю Покутья и не посещал его столицу Коломыю, но сам дух поэта, творчество повлияли на ход исторических событий, которые в итоге привели к независимости Украины, о которой мечтал знаменитый Кобзарь.

   Завершаем обзорную экскурсию по городу на площади Скорби, на которой построен мемориал погибшим советским воинам.

   На прощание с городом мы посетили одну из самых колоритных колыб Прикарпатья «У вуйка Василя», где нас ждал обед с вкусными блюдами национальной кухни.

   В далёком прошлом этот город неоднократно подвергался атакам. Однако на сегодняшний день – это уникальный, живописный и очень привлекательный уголок Украины, который понравится каждому! Город часто называют "Воротами Карпат", поскольку через него проходит один из маршрутов в Яремчу. В 2009 году Коломыя была названа журналом «Фокус» «Самым безопасным городом» Украины.

Древний Галич – столица могущественного Галицко-Волынского княжества

   В завершение знакомства с Ивано-Франковским краем мы посетили ещё один из его городов – Галич. О нём, забегая вперёд, я решила рассказать в этой части своих очерков, чтобы дать возможность составить впечатление о древних городах Украины, игравших заметную роль в некогда могущественном Галицко-Волынском княжестве. Галич - административный центр Галичского района Ивано-Франковской области расположился на обоих берегах реки Днестр, в устье правого притока Луква. Название представляет собой прилагательное "галичь" от "галица", т. е. галка (что, в свою очередь, этимологически связано с праслав. *galъ - «чёрный»). Действительно, в гербе Галичины и Галича много сотен лет изображается галка (Галичины - идущая, Галича – стоящая). По тексту былины о Дюке Степановиче «галичи – по-русски звать так чёрные вороны».

   Первое упоминание местожителей галичан в летописях относится к 1138 году: «Ярополку же скопившю множество вои: Ростовцы, Полочане, Смоляне, Оугры, Галичане». Первое же письменное упоминание города появилось в Ипатьевской летописи под 1140 годом, а в Лаврентьевской летописи - под 1144 годом. Первое устное упоминание Галича - в былине о Дюке Степановиче, выезжающем в Киев, где на заставе служил Илья Муромец. По тексту былины город Галич был лучше Киева по качеству жизни (погреба глубокие, где на цепях хранились бочки пива, имели вентиляцию, в Киеве же пиво в погребах затхлое; все печки в Галиче - муровляные с изразцами, улицы - с дощатым настилом и покрыты у церквей холстами багряными и т. д.). Но не только Киев превосходил по размерам Галич. В своё время он был самым большим городом в Европе, который своими размерами превышал территории таких городов как Вавилон, Рим, Константинополь.

   В XII-XIV веках Галич был столицей Галицкого, а затем и Галицко-Волынского княжеств (хотя центр княжьего Галича находился близ нынешнего села Крылос, а на месте сегодняшнего города располагались торгово-ремесленные ряды). В 1240 году Галич был захвачен и сожжён монгольскими войсками. Возродившись на старом месте после ухода монголов, Галич никогда более не приобрёл того значения, которое имел до прихода монголов.

   Так сложилось исторически, что именно Крылос - сердце Галицкого края, поэтому вначале расскажу о нём. Крылос носил название Галича и в XII-XIV веках и был центром крупнейшего феодального центра Западной Руси - Галицко-Волынского княжества. Это маленькая территория с большой историей, которую творили великие люди. После захвата Галиции поляками город утратил своё положение, Галич был перенесен на другое место и здесь осталось сельское поселение под названием Крылос. О славном прошлом этого поселения напоминают история и археологические раскопки. От княжьего Галича сохранились: фундамент старого Успенского собора в селе Крылос (разрушен монголо-татарами в 1240 году), церковь святого Пантелеймона в селе Шевченково, остатки фортификационных сооружений и фундаменты 10 старинных церквей. Позднейший период представлен остатками Старостиньского замка.

   В наше время Крылос относится к национально-историческому заповеднику «Древний Галич». Первое письменное упоминание датируется 898 годом. На этом месте величественно и гордо раскинулась княжеская столица с крепостью, монастырями, рвами, валами. Такая защита говорит о могуществе города и значимость его хозяев. В 2007 году пожертвованиями М. Духовича восстановлены оборонительные башни XVII века с часовней святого Михаила.

   Существует версия о происхождении названия поселения. Связана она с князем Ярославом Владимировичем Осмомыслом, который при жизни принадлежал к церковному чину. А именно «Крылосе» - это так называемый чин, который позволял управлять церковью после смерти епископа, до избрания нового. Сам князь после смерти был похоронен в Богородичной (Успенский собор) кафедральной церкви. Именно эта церковь, как центральная, стала местом коронации галицких князей. В тяжёлые годы нашествия врагов церковь служила в качестве цитадели. Её построил князь Ярослав. В своё время здесь учились дети и работала типография. Во время страшного нашествия Батыевой орды храм был полностью разрушен. Но благодаря стараниям историка Ярослава Пастернака было найдено не только фундамент здания, но и множество интересных вещей, которые можно посмотреть в местном музее истории Древнего Галича.

   Церковь Успения Богородицы - сегодняшняя доминанта архитектурного ансамбля в Крылосе - построена на протяжении 1584-1586 годов как епископская катедра. Этот статус она сохранила и сегодня. Во время страшного турецко-татарского нападения в 1676 году храм был ограблен, а большинство жителей Крылоса убито или взято в плен. На протяжении 1699-1702 годов церковь отстроили в стиле ренессанс. Кроме того, владыка Иосиф Шумлянский не только реставрировал церковь, но и выстроил вокруг неё оборонительные укрепления, свёл кирпичные стены, угловые башни и въездные ворота.

   Внутри храм выглядит не так архаично, как извне. Иконостас выполнил выдающийся мастер украинской живописи начала ХХ века Антон Монастырский. Над иконостасом - Крылоская Чудотворная Икона Божьей Матери.

   Митрополитские палаты являются памятником архитектуры XVIII века. Здесь размещалась летняя резиденция митрополита украинской греко-католической церкви Андрея Шептицкого. А с 1938 года по инициативе владыки и доктора археологии Ярослава Пастернака открыт музей истории древнего Галича, который позднее и разместился в бывших Митрополитских палатах.

   В экспозиции музея представлена историко-культурное наследие древнего города, археологические и архитектурные находки прошлого, свидетельствуют, что Галич в своё время был мощным государственным и религиозным центром. Главное место в экспозиции музея занимает древнерусская оружие: боевые топоры, наконечники стрел, копьё, древнерусский меч князя XII века, конские стремена, стрелы, сабля, одежда и другое.

   На северо-западном склоне Крилосской горы, всего в нескольких сотнях метров от фундаментов Успенского собора испокон веков бьют из-под земли холодные источники, дающие начало ручьям, которые несут свои целебные воды летописной реки Луквы. Немного их было на каменном, покрытом слоем плодородной земли, плато. Поэтому берегли эти источники люди, с давних времён населяющие Крилосская гору, особенно заботились об одном из них, которое до сих пор называется Княжим колодцем, который был единственным источником чистой воды в древнем Галиче. Согласно легенде, во время вражеского нападения на город войска были настолько обессилены от жажды, что решили сдаться захватчикам. Но старый волхв привёл князя на вершину горы и сказал ему здесь копать. Князь воткнул свой меч в землю и оттуда забил холодный источник. Благодаря его целебной воде воины набрались сил и смогли защитить свой город от врагов. Недавно территорию в порядок. Над колодцем возвели ротонду, установили скамейки и обустроили смотровую площадку.

   Село расположено на Крылосской горе, где находился княжеский детинец древнего Галича, следы которого видны на скале. На горе Крылос «Галичина могила» – реконструированный курган Х века. При раскопках выявлены посад и размещённый на холме детинец, который был укреплён рвами и валами. Под холмом располагалось неукрепленное поселение, заселённое ремесленниками и торговцами. Территория на север от детинца была занята загородными боярскими и монастырскими укрепленными усадьбами. Это одинокий курган на юго-западной окраине Крылоского городища, в самой высокой его точке, между внешним и внутренним оборонными валами. Свой современный вид этот памятник княжеской эпохи приобрёл в канун 1100-летнего юбилея Галича (1998 год). Надпись на памятном камне (на Украинском языке): “Сей камень заложен в честь восстановления Галицкого Митрополичего Успенского собора”. По преданию, в этом кургане похоронен легендарный основатель Галича князь Гал (Галица). О Галичиной могиле есть упоминание в Галицко-Волынской летописи XIII века. Во время раскопок 1991-1993 годов здесь было открыто древнеславянское захоронение. В ритуальном захоронении обнаружили остатки сожженной лодки-долбанки, снаряжение знатного воина - кинжал, наконечники дротика и стрел, три топора, тесак, позолоту от щита и другие находки, датируемые X веком.

   Недалеко стоит ещё один курган, на вершине которого стоит памятник захороненным под ним воинам: то ли бандеровцам, то ли сечевым стрельцам.

   Во время монгольского нашествия в 1241 году Галич был разрушен и князь Данило Галицкий перенёс свою столицу сначала в Хелм, а затем во Львов. Старый город (ныне – село Крылос) остался резиденцией епископата, а у пристани в устье Луквы на Днестре впоследствии вырос новый город, унаследовавший название Галич. В XIV веке Галич, не имевший на то время крепостных укреплений, был лёгкой добычей и несколько раз переходил из рук в руки, пока король Казимир III в 1349 году не присоединил его к Польше. В 1367 году по решению Сейма над рекой Луква началось строительство деревянного замка, который должен был стать оплотом Галицкого староства. До ХV века замок был одним из крупнейших в Галиции, гарнизон насчитывал тысячу человек. В XVII веке он выдержал две осады татар, но в 1649 году был взят войсками Б. Хмельницкого. Реконструкцией занялся галицкий староста А. Потоцкий, превратив деревянные укрепления в каменный замок. Работами руководил итальянский инженер Ф. Корразини. В 1676 году Галичский (Старостинский) замок пострадал во время польско-турецкой войны, вскоре потерял стратегическое значение, а затем в 1796 году окончательно превращённый австрийцами в руины. Сейчас входит в состав Национального заповедника "Древний Галич". Восстановлена юго-западная башня и часть оборонной стены, начата реставрация часовни святой Екатерины. Планируется открытие экспозиции старинного оружия.   

   Новый Галич стал создаваться на базе цитадели у торговой пристани на берегу Днестра. В 1367 году город получил магдебургское право. Перечислен в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» (конец XIV века). В 1772 году вошёл в состав Австрии. Центральная часть Галича практически полностью была разрушена во время Первой мировой войны. В 1919 году Галич отошёл в состав Польской Республики, а с 14 ноября 1939 года - в составе Украинской ССР, а с 8 декабря 1991 года - в составе Украины. Сегодня это маленький (по данным на 1 января 2015 года численность населения города составляет 6256 человек) уютный город, центр Галичского района. Он влюбляет в себя с первого взгляда и надолго оставляет приятные впечатления.

   В центре города обращает на себя внимание церковь Рождества Христового (памятник архитектуры XIII-XVI веков) и колокольня. Современный вид церковь получила после реставрации 1904-1906 годов (архитектор Л. Левицкий),

а также памятник выдающемуся государственному деятелю древней Руси-Украины князю Данилу Галицкому, который был открыт на центральной площади Галича к 1100-летию Галича (скульптор О. Пилев, архитектор О. Чамара). Композиция состоит из гранитного постамента общей высотой 3,5 м, на котором установлена бронзовая скульптура всадника высотой 4,2 м.

   На центральной площади Рынок наше внимание привлёк макет древнего Галича.

   Рядом установлена статуя Девы Марии.

   Мы покидаем город короля Даниила Галицкого, давший название целому региону Украины. Именно здесь был один из самых мощных очагов украинской государственности, здесь рождался и закалялся в победных победы галицких полков во главе с мудрыми князьями украинский дух. Здесь заключали государственные документы, писали летописи, переписывали и печатали Евангелия, другие произведения искусства. Здесь строили белокаменные храмы, подобным которым не было во всём мире, здесь работали известные галицкие зодчие и мастера-ювелиры.