Сперва отправляемся в село Гошев Долинского района, где расположен мужской греко-католический Василианский монастирь Преображения Господнего (Гошевский монастырь). Перед входом в монастырь стоит капличка (часовенка) со скульптурой святого Тадея.

   Монастырь возник в начале XVI века в неспокойные времена кровавых нападений на украинские земли турок и татар. На протяжении почти полтысячелетия история монастыря была достаточно непростой. В 1570 году на этом месте рыцарь польского королевского войска Кучулад построил здесь церковь и монастырь, которые в начале XVII века были сожжены крымскими татарами, а монахи были убиты. В 1629 году собственник села Гошев Евстахий Шумлянский построил новую церковь и монастырь в Чёрном дилке, а сам незадолго до смерти принял монашеский обет. С семьёй Гошевских связано также появление здесь чудотворного образа Божьей Матери, известного теперь как Гошевская Богородица. Во второй половине XVII века монастырь перенесли на Ясную Гору над рекой Свеча, место, где расположен Гошевский монастырь сейчас. После пожара 1762 года, благодаря усилиям игумена Йосафата Линчевича, организовавшего сбор средств в 1772 году монастырь был заново отстроен. Само название «Ясная гора» местность, где был расположен монастырь, получила с момента появления здесь в 1737 году чудотворного образа Божьей Матери - копии известной во всей Европе иконы Ченстоховской Богородицы. В честь монастыря отцов-паулинов в Ченстохове (Польша), где хранилась эта икона и который назывался «Ясная гора», новая украинская святыня стала называться так же. В конце концов, название это имело символическое звучание - как место сияния неугасимой славы Божьей Матери через многочисленные милости, явленные здесь.

   В 1842 году в нём был построен большой храм (церковь Преображения Господнего), который стоит и доныне.

   В 1950 году монастырь прекратил своё существование. После ликвидации монастыря в помещениях размещался детский дом, потом армейский склад, в котором хранили химические вещества, затем база отдыха. Постепенно храм пришёл в полный упадок. Восстановление сооружений были сделаны львовскими архитекторами в течение семи лет на средства немецких благотворителей. С 1990 года Гошевский монастырь вернули себе его истинные владельцы монахи. Немецкие специалисты установили электронные колокола, единственные в Украине. На сегодняшний день в монастыре живут 14 послушников. На его территории есть две копии чудотворной иконы, к которым ежегодно приезжают миллионы паломников и просто любопытных туристов со всех стран Европы.

   Художники-реставраторы из Дрогобыча, Львова, Борислава на протяжении года провели огромную работу, восстановив пять великих полотен XVIII века и нарисовали 15 картин. Освящение возрожденного храма произошло в 1996 году.

   Уникальная исповедальня в своём художественном совершенстве – апостолы-рыбаки, ловцы человеческих душ.

   Знаменитым монастырь на Ясной горе сделала в начале XVIII века чудотворная икона Гошевской Божьей Матери - копия Ченстоховской иконы (чудотворной иконы Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой в Иерусалиме на крышке стола Святого семейства, в Сионской светлице). Изначально эта икона принадлежала семейству хорунжего Шугая. Во время большого пожара в имении шляхтича Гошовского уцелели только икона и стена, на которой она висела. В 1836 году икона начала светиться, а когда свет исчез - из глаз Божьей матери потекли слезы. Хозяин имения подарил икону монастырю, а следом отдал туда же часть своего имущества и доходов. Именно в честь жертвователя монастырь назвали Гошевским. С того времени икона Гошевской Богоматери прославилась многими чудесами, которые были тщательно исследованы и зафиксированы в специальной книге, а также получила ещё одно название «Царица Карпат», которая храниться в Престоле «Царицы Карпат». В советское время монастырь использовался как склад и священники замуровали икону в стену церкви, но работники НКВД её отыскали, но где она сейчас неизвестно. Над Престолом «Царицы Карпат» висит копия чудотворной иконы, к которой можно свободно подойти, поднявшись по ступенькам.

   Из столетия в столетие местные жители пересказывают многочисленные истории про исцеление людей, которые посещали монастырь. Так, например, в далёком 1770 году в Гошев ехала женщина, Мария Кульчицкая. Когда кони переходили через реку, один её ребёнок упал в воду и утонул. Мать принесла мёртвое дитя в Церковь и, упав на колена перед чудотворной иконой Божьей Матери, сердечно молилась. И случилось чудо - ребёнок ожил. В честь этого события возведена Марийская ротонда с образом Царицы Карпат, которая используется для проведения богослужений на площади. До конца XVIII века в «Монастырской летописи» насчитывалось более 100 записей про чудеса и исцеления, связанные с покровительством Пресвятой Богородицы.

   Возле церкви обращаем внимание на скульптуру Божьей Матери.

   На территории монастыря расположены так же маленькие часовни.

   В селе Гошев находится ещё один монастырь, но женский - ордена Сестёр Пресвятой Семьи, но мы его не посетили.

   После осмотра Гошевского монастыря направляемся в Бубнище - село в Болеховском городском совете, возле которого расположен памятник природы республиканского значения «Скалы Довбуша» - загадка, подаренная природой и древней цивилизацией. 

   Название Бубнище овеяно ореолом легенд, которые несколько расходятся в фактах. Некоторые утверждают, что название пошло от сигнала тревоги – звука бубна, в который били крестьяне при приближении татарских орд, более поэтичная легенда пересказывает судьбу девушки, единственной выжившей из всего села и укрывшейся в скалах. Оттуда она подавала людям сигналы об опасности при помощи того же бубна.

   Скалисто-пещерный массив, расположенный посреди буково-елового леса, имеет ширину около 200 м, длину около 1 км и до 80 метров высотой – один из немногих объектов, над которым трудилось множество исследователей, так и не получившие ответ происхождения мифической архитектуры скал. Скалы состоят из ямненского песчаника. Они образовались более 70 млн. лет назад на дне тёплого моря.

   Многие считают творение монастырским святилищем, горной оборонной крепостью или древним замком, но возможно также, что это просто творение матушки-природы. Во времена средневековых войн за владение Карпатами, скальный массив использовался в качестве неприступной крепости, которая сдержала немало нападений со стороны польского и монголо-татарского войск. Позже скалы стали частью охотничьих угодий князей Потоцких. В XVII-XVIII веках cкалы Бубнища служили тайным укрытием участникам повстанческого движения опришков. Именно в честь одного из предводителей народных мстителей легендарного Олексы Довбуша, одна из баз отряда которого находилась среди этих скал, и названа туристическая памятка в советское время. В XIX веке скалы привлекли к себе огромное внимание исследователей и мистиков, в наше время – скальный комплекс приобрёл широкую популярность в среде туристов и скалолазов.

   Местом концентрации туристов служит полумесяц Основного массива с внутренней площадью, пещерами с чёткой геометрией форм, следами колодца, вытесанными в камне лестницами, ограниченный рвом и остатками оборонного вала. Основной массив окружён дивными каменными изваяниями, которых не касалась человеческая рука. Гениальный скульптор природа с помощью вечных инструментов – ветра, дождя и солнца слепила любознательного великана Колобка, вытесала утончённый Тюльпан, вылепила женственную Куклу, создала Книгу трёхметровой высоты. Массив Ведьмы, гигантский Парус, Броня, Шуршун действительно вызывают определённые ассоциации даже у людей с не очень развитой фантазией.

   И уж совсем специфическими названиями наградили некоторый скалы изобретательные современники: тут можно встретить «Поцелуй собаки-барабаки», «Чемодан Сальвадора Дали», «Злоумышленников из космоса», «Весёлого Роджера», «Ворчание ягнят» и другие, порой и не совсем корректные прозвища. Во время путешествия по скалам Довбуша надо не упустить возможность задобрить Лесного пана, высеченного на Хвосте Дракона, протиснуться сквозь ущелье Чистилище шириной всего 22 см (если, конечно, грехи позволят), разгадать старинные и современные «петроглифы», ощутить себя в роли Сизифа на фоне Богатырского камня, увидеть каменные ухо и сердце Олексы Довбуша,

а также полюбоваться прекрасной панорамой Карпатских гор с высоты скал.

   Неоднократно скалы Довбуша посещал Иван Франко и был очарован этим местом. Он написал о скалах Довбуша в своём произведении “Бубнище” и упоминал о нём во многих других поэтических произведениях.

   Невдалеке среди карпатских лесов и водопадов

расположено несколько милых ресторанчиков, в которых можно не только прекрасно пообедать, но и насладиться вкусными блюдами местной кухни: деруны, вареники со шкварками, грибной суп, ароматные настойки и всё это в помещениях с местным колоритом.

   Приезжаем в областной центр Прикарпатья – Ивано-Франковск, архитектура и душевность которого напоминает истинно европейский стиль. Замечательный и гостеприимный Ивано-Франковск был основан ещё в 1662 году польским коронным гетманом Анджеем Потоцким (из известного рода польских магнатов). Правда, назывался он тогда Станиславов - в честь отца, великого гетмана коронного Станислава Реверы Потоцкого. 9 ноября 1962 года город отметил своё 300-летие и тогда город был переименован и с тех пор носит имя украинского писателя и общественного деятеля Ивана Франко, который неоднократно здесь бывал, писал и читал свои произведения. Численность населения города по данным на 1 марта 2015 года составляло 226 594 жителей. Обзорную экскурсию по городу начинаем у памятника Ивану Франко.

   Рядом находится областной украинский музыкально-драматический театр им. Ивана Франко. Драмтеатр был создан из странствующих трупп Галиции. 20 декабря 1939 года спектаклем «Платон Кречет» начался театральный сезон. В 1982 году на сцене драмтеатра состоялось 14 премьер! Таким образом творческий коллектив отпраздновал переход театра в новое помещение по улице Независимости, расположенное рядом с памятником. В тот же период впервые в Украине была поставлена драма Антона Чехова «Иванов» и повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков».

   Для того, чтобы почувствовать город, отправляемся на центральную улицу – ул. Независимости, но её почти никто так не называет, в народе прижилось название «Стометровка» или же «Сотка». Протяженность «Сотки» далеко не 100 метров, а около 500, существуют различные теории, почему именно такое наименование распространилось. «Стометровка» радует глаз красивой архитектурой, фонтанами, лавками, книжными магазинами, уютными кафе, ресторанами. Здесь проходят все основные события города.

   Эта пешеходная улица была одной из первых в стране и архитекторы за неё получили Государственную премию СССР.

   Изначально улица называлась Тысменецкой дорогой, поскольку соединяла город с городом Тысменица. В 1986 году улицу переименовали в Сапежинскую. В те времена это была оживлённая зона, вокруг которой строились дорогие дома, отели, магазины. Улица до сих пор хранит в себе память прошлых веков. Все здания, примыкающие к Стометровке, которые достраиваются или перестраиваются, выполнены в том же стиле, что и первые появившееся здесь. Например, Камяница Леона Гравера - красивое трёхэтажное здание, увенчанное закругленным куполом, построено в стиле эклектики в 1905 году. По тем временам это был современный каменный дом, в котором помимо жилых квартир, на первом этаже разместились магазины, аптека и парикмахерская. А ещё это было первое жилое здание в Ивано-Франковске с электрическим освещением вместо газовых светильников.

   Камяница Германа Басса построена в 1897 году. После смерти владельца в 1911 году дом выкупил у вдовы Басса Ипотечный банк. Некоторое время в здании размещался книжный магазин польского еврея М. Гасклера - один из старейших книжных магазинов города. В 1905 году началось сооружение здания для Австро-Венгерского банка, которое примкнуло к дому Басса. Самое интересное, что и сегодня его занимает австрийский Райффайзен банк Аваль.

   С 2002 года в городе проводится ежегодный конкурс кузнечного мастерства. Конкурсанты из разных уголков Украины украшают улицы города своими работами. Событие организовывают всегда на день города, во время которого кузнецы из разных уголков Украины и зарубежья показывают свои лучшие творения и умения. В конце каждого фестиваля кузнецы дарят городу какую-то выкованную скульптуру. В Ивано-Франковске их накопилось уже достаточно и можно проводить по ним поисковые квесты. Участники этого действа уже порадовали горожан такими работами: «Букет мастеров», «Пасхальное солнце», «Дерево счастья», «Круг кованых колец», «Солнышко» и другими.

   Станислав (старое название города) имел честь быть центром региональной дирекции железной дороги Австро-Венгерской империи. Он обошёл трёх претендентов на этот статус: Перемышль, Коломыю и Черновцы. У города было выигрышное географическое расположение и он стал центром в 1882 году, последнее слово было за директором государственных железных дорог страны – Леоном фон Белинских. Вследствие этого было возведено здание австрийской дирекции железной дороги, главным архитектором которого выступил Эрнст Баудиш. Сооружение по адресу улица Галицкая, 2 построено в стиле эклектики и радует своим внешним видом как гостей, так и жителей города. Отделкой интерьера и экстерьера занимались львовяне Петр Герасимович, Станислав Левандовский, Райхель и Пельц. До начала Первой мировой войны здесь находилась дирекция железной дороги, затем в 1914 году сюда перешёл магистрат, а в 1921-1935 г.г. в доме разместилось управление Станиславивского воеводства, а в 1935-1939 г.г. его сменила казначейская палата. А уже после Второй мировой войны и ныне здание служит главным корпусом Ивано-Франковского национального медицинского университета.

   Ещё одно интересное здание на улице Галицкой - ресторан «Фран.ко» - место, где время останавливается для того, чтобы в полной мере насладиться лучшими блюдами французской, итальянской, испанской кухни и, конечно же, украинскими блюдами в fashion-исполнении здешних поваров.

   Выходим на центральную площадь города - площадь Рынок, в центре которой стоит Ратуша - символ Ивано-Франковска. В каждом городе, который получил магдебургское право, обязательно была городская ратуша, где находился магистрат. Ивано-Франковск был развитым городом и доказательством этого является ратуша. Первоначально она была построена в 1672 году в стиле позднего Ренессанса. Во время Первой мировой войны была разрушена и затем перестроена в 1929-1935 годах. Ратуша, построенная в 1935 году (четвёртая по счёту), - единственная ратуша на Украине, построенная в стиле модерн. Имеет форму польского военного ордена Virtuti Militari (вид сверху).

   В настоящее время в середине городской ратуши расположен Краеведческий музей. Создание Ивано-Франковского краеведческого музея началось в конце 1939 года, практически сразу после вхождения Прикарпатья в СССР. В 1940 году в День Первомая состоялось его открытие. Тогда музей назывался - Станиславский областной историко-краеведческий музей. Экспозиция размещалась в доме на улице Галицкой, 7 и включала разделы: истории, народного творчества, природы и библиотеки. Фонды насчитывали 15 500 единиц хранения. С 1958 года для размещения музея предоставлено новое помещение - здание городской ратуши, где он находится по настоящее время. Его фонды теперь насчитывают более 110 тысяч единиц хранения, среди которых такие коллекции как нумизматическая, этнографическая, археологическая, палеонтологическая, филателистическая (одна из крупнейших на Украине, насчитывающая более 25 тысяч экспонатов). Кроме того, музей располагает различными историческими документами, старопечатными книгами, предметами иконографии, живописи, скульптуры (например, работы И. Пинзеля), оружия. Особенно хороша коллекция этнографического материала, можно сравнить одежду, украшения и предметы быта украинцев из разных уголков Прикарпатья.

   Далее направляемся к следующей интересной достопримечательности Ивано-Франковска – греко-католическому собору Воскресения Христова. В прошлом иезуитский костёл, построенный на средства Виктории Лещинской, жены Иосифа Потоцкого, но из-за аварийного состояния его пришлось разобрать. И в 1752 году на этом месте строится новый храм по проекту инженера Христиана Дальке и архитектора Ю. Крашицкого. Костёл сначала был иезуитским, но после раздела Польши меняется власть и Австро-Венгрия запрещает деятельность этого ордена. В 1849 году храм становится греко-католическим и получает новое название – собор Святого Воскресения Христова. Церковь построена в стиле австро-баварского барокко с элемента классицизма. Интерьер собора богат и вместе с тем выдержан, нет ничего лишнего, всё продумано до мелочей.

   Иезуитский костёл развёрнут боком к южной стороне площади Шептицкого. Её северную сторону занимает Коллегиатский костёл Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, вероятно старейшее сохранившееся (целиком) здание в городе. Комплекс здания был заложен во второй половине XVII века основателем города Андреем Потоцким. Его начали строить в 1672 году (т. е. всего через 10 лет после основания Станиславова), но растянули процесс на 30 с лишним лет (до 1703 года). Потоцкий добился превращения церкви в коллегию. Храм выполнен в стиле барокко с элементами ренессанса. В подземелье костёла имеются три крипты, одна из которых служила местом захоронения рода Потоцких. На сегодняшний день в костёле Девы Марии разместился Художественный музей Ивано-Франковска. Он насчитывает около 15 тысяч экспонатов. Здесь можно увидеть памятники галицкой иконописи и барочной скульптуры. Представлены работы известного украинского скульптура Г. Пинзеля. Также есть художественные произведения. Труша, Ю. Панькевича, А. Кульчицкой и многих других. В экспозиции музея представлены картины польских, немецких, австрийских и итальянских мастеров XVIII–XX веков.

   За зданием греко-католического кафедрального Воскресенский собора - руины западного бастиона бывшей Станиславовской крепости. Да, в городе была своя крепость, но она практически полностью разрушена. Некоторые стены остались прямо в центре и их использовали, как часть торгового комплекса и галереи. Бастион в Ивано-Франковске - это часть оборонительных сооружений Станиславской крепости, которая находилась в центре города. Крепость была возведена в 1662 году, и в своё время представляла неприступную цитадель. Она была выполнена в форме шестиугольника, дополнительную защиту от врага обеспечивали бастионы, редуты и форт. Бастионы представляли собой внешние пятиконечные укрепления. Они располагались по углам шестиугольника и позволяли проводить оружейный обстрел вдоль стен. Крепость претерпела многочисленные изменения, что сказалось и на её постройках. В 2006 году было принято решение о её реконструкции. К тому времени от бастиона сохранилась в прежнем виде только одна часть, остальные уцелели только фрагментарно. После реконструкции, приуроченной к 350-летию города, Бастион торжественно открыли.

   Недалеко от площади Рынок находится Армянский храм Непорочного Зачатия Девы Марии или просто Армянская «голубая» церковь - памятник архитектуры национального значения. Интересна история этого храма. Он является одним из старейших в Европе и принадлежит особой христианской конфессии, которая не относится ни к православию, ни к католичеству. Армянская церковь была построена в стиле барокко. Первоначально храм был возведен из дерева в 1665 году. В последующие столетия храм претерпел незначительные изменения, однако после сильного пожара 1868 года здание было практически разрушено. Далее последовала не совсем успешная реставрация под руководством инженера Треле, в ходе которой здание претерпело значительные изменения. Так, две круглые башни стали значительно ниже, а барочные шлемы, венчавшие их, были заменены на обычные колокообразные купола. Также изменилась форма фронтона. Следующая перестройка ждала церковь в 1919-1930 годах. Стены храма украсили фрески Я. Сопецкого, а интерьер - деревянные скульптуры, принадлежащие М. Полевскому. Во времена Советского Союза храм отремонтировали. От разрушения его спас статус музея истории религии и атеизма. В 1990 году церковь была передана Украинской автокефальной православной церкви и сейчас это кафедральный Покровский собор УАПЦ.

   Сразу за Армянской церковью разместился так называемый Белый дом (его тыльная сторона), в советское время обком КПУ, сейчас здание областной государственной администрации. В доме на этом месте с 1945 по 1953 г.г. жила семья моей бабушки (в т. ч. и моя мама), в соседней школе учился мой дядя. К сожалению, мне не довелось увидеть дом, в котором они жили, т. к. был снесен при строительстве этого монстра.

   А так выглядит это монументальное здание с улицы Михаила Грушевского. Перед Белой домом, где и сейчас как-то уживаются городская и областная власти, монумент, который можно называть "Восток и Запад вместе". Левый дядя - западный, правый (с бандурой) - восточный. Гранитная стела по идее должна была символизировать не разделение по Днепру, а единение. Для повышения идеологической нагрузки на самой верхушке развевался чугунный Ленин.

   Это далеко не единственное современное строение в историческом центре города. На этой же улице Грушевского построено здание бизнес-центра.

   А вот что мне очень понравилось так это то, что в Ивано-Франковске в последние годы появилось много фонтанов и они являются отдельной туристической достопримечательностью. Самый большой находится на Вечевой площади в форме большой чаши.

   Изюминка этого фонтана – возможность постоять под чашей фонтана прямо за этими потоками.

   Также в городе действуют такие фонтаны: на площади возле отеля «Надія»,

на площади Рынок перед Ратушей – в форме яйца, на площади Шептицкого – со статуей Пресвятой Девы Марии.

   Хорошим местом отдыха станет небольшой сквер Мицкевича, который расположен на одноимённой площади недалеко от площади Рынок. Здесь находится памятник известному польскому поэту Адаму Мицкевичу. Хотя он не бывал в городе, но в честь него в 1870-х годах возникла площадь. Интересно то, что с тех пор название не менялось, такое редко бывает. В сквере всегда аккуратно насажены цветы, проводятся различные культурные мероприятия, в частности День уличной музыки. Также франковцы любят делать арт-инсталляции в сквере Мицкевича. Памятник Адаму Мицкевичу (скульптор Тадеуш Блотницкий, 1898 г.) - второй памятник. Первый уничтожен в 1914 году во время артиллерийского обстрела.

   Не скажу, что Ивано-Франковск может похвастаться своими памятниками. Одним из последних - памятник Степану Бандере - одному из лидеров украинского националистического движения в 1930-1950 г.г. против власти Польши, затем фашистской Германии и СССР - открыт 1 января 2009 года на Европейской площади к 100-летию со дня рождения идеолога украинского национализма.

   Впечатлений от короткой экскурсии по Ивано-Франковску, в котором мы завершаем знакомство с чудесным Галицийским краем, осталась масса. Этот город не уступает своей привлекательностью самым интересным европейским городам, но намного гостеприимнее и радушнее встречает туристов. Здесь, пожалуй, каждое дерево, сквер, фонарь и лавочка имеют свою историю. А как прекрасна архитектура старинных построек, которые сохранились до сегодняшнего дня!