Предлагаю продолжить экскурсию Киевщиной и ознакомиться с её малоизвестными достопримечательностями. Для удобства привожу современную карту Киевской области, а при обзоре буду приводить наряду с названием села и район, в котором оно находится. Напоминаю, что при написании своих «непутёвых заметок» я принимаю не современное административно-территориальное деление, а использую исторические названия регионов, которые хорошо были отображены в названиях губерний Российской империи. В те времена нынешняя Черкасская область входила в состав Киевской губернии. Поэтому обзоры экскурсий по ней вошли в этот цикл.

   Начинаем со знакомства с некогда роскошной усадьбой железнодорожных королей фон Мекков, расположенной в селе Копылов Макаровского района. Нельзя не упомянуть об этой удивительной семье. Карл Федорович фон Мекк (1821-1876), был инженером-путейцем, успешно занимавшимся строительством частных железных дорог. Его жена - Надежда Филаретовна фон Мекк (1831-1894) заведовала всеми его делами, т. к. сам Карл был далёк от предпринимательства, но был отличным инженером. Карл фон Мекк скончался в 1876 году, оставив Надежде Филаретовне большое состояние - имения и несколько миллионов рублей. Это состояние впоследствии дало ей возможность стать покровительницей искусств: она была известной меценаткой и финансово помогала композитору Петру Чайковскому, с которым долгое время переписывалась и которому всячески покровительствовала. В семье выросло 11 детей, трое из которых - сыновья Владимир, Николай и Александр - участвовали в сохранении и развитии семейного дела. Особенно известным стал сын Николай - барон фон Мекк Николай Карлович (1863-расстрелян в 1929) - железнодорожный магнат, коллекционер, меценат. Под его руководством была создана железнодорожная сеть в Поволжье, охватившая многие его города и способствовавшая экономическому росту региона.

   История усадьбы началась в 1881 году с покупки имения семьёй барона Николая фон Мекка и постройки в 1888 году двухэтажного дома в стиле «дачный модерн» - с мансардой и небольшой террасой. В качестве украшений дома служили резьба и декоративные башенки. Усадьба была построена в конце XIX века, но за всё время существования с ней произошло немало событий. В течение 1889-1890 гг. в Копылове неоднократно гостил российский композитор Пётр Чайковский: на его племяннице, внучке декабриста В. Л. Давыдова А. Л. Давыдовой (1864-1942), был женат барон. Великий композитор восхищался архитектурой здания. Следует отметить, что между Надеждой Филаретовной и Чайковским был заключён договор: никогда лично не встречаться. Поэтому, во время визитов композитора в усадьбу она отсутствовала и даже не присутствовала на свадьбе своего сына с племянницей Чайковского, т. к. там находился сам композитор. В 1898 году дом полностью сгорел, но был восстановлен.

   Семья фон Мекка заселялась в усадьбу экстравагантно: за хозяином с женой следовала специальная телега, тянувшая платформу с автомобилем. Человек, управлявший невиданным чудом техники, моментально расположил к себе селян. Вскоре барон проложил для своего автомобиля дорогу – первую в Копылове. За дорогой последовали водонапорная башня, мельница, конезавод, молочная ферма, розарий, кооперативное товарищество и местный банк. В доме фон Мекка нередко появлялись музыканты, поэты, художники. Например, Михаил Врубель – близкий друг хозяина. В трудные для живописца времена барон помогал Врубелю, покупая у него картины.

   Вокруг дома разбили парк в 9 га с тополиными, еловыми и липовыми аллеями. Барон велел вырыть два пруда.

   После Октябрьской революции усадьбу фон Мекк каким-то чудом удалось спасти от разграбления (сами хозяева сбежали за границу): его национализировали (и только потом, в Москве, продали все ценности с аукциона). В усадьбе размещалась агрономическая школа, где выращивали сахарную свеклу, разводили скот и т. п. В годы немецкой оккупации в здании находился фашистский штаб и военный госпиталь. Именно в нём известный киевский доктор Павел Бейлин разработал метод немедикаментозного лечения бессонницы. Позднее в этом здании была расположена центральная районная больница, а затем - Копыловская средняя школа, сельский совет.

   Сейчас здание в аварийном состоянии, планировалась полная реконструкция усадьбы и парка к Евро-2012. Авторы проекта собирались воссоздать атмосферу начала XIX века, но на этом дело застопорилось. Вокруг здания укрепили ограду, двери и окна заколотили досками.

   Дальше приезжаем в город Фастов, где знакомимся с единственным объектом - римо-католическим костёлом Воздвижения Святого Креста – одним из немногих исторических памятников Фастова, главным центром католицизма и духовной жизни города.

   Три храма сменили друг друга, пока в начале XX века на их месте был построен современный собор. Первый храм был построен в конце XVI века, но его уничтожил пожар, второй пострадал во времена Колиивщины, третий собор стал мал для многочисленной католической общины и был снесен. Современный костёл строили по проекту архитектора Домбровского в период с 1903 по 1911 год на средства графини М. Браницкой и общественности города. В последний год строительства, чтобы собрать недостающую сумму, на органе, установленном в костёле, провели благотворительный концерт. В стенах храма звучали произведения Баха и Шумана. В советское время костёл был закрыт, однако в послевоенное время здесь действовала православная церковь. В 1989 году, при активной поддержке Валентины Терешковой, костёл вернули католикам Фастова и в 1990 году храм снова освятили. Костёл Воздвижения Святого Креста – это прекрасный образец неоготики. Здание выполнено из жёлтого кирпича.

   На главном фасаде расположились две башни, а над входом в костёл виднеется большое круглое окно-роза - традиционный элемент готических храмов. На фасаде размещена скульптура епископа и барельефная сюжетная композиция «Христос благословляет детей».

   Внутреннее убранство костёла довольно аскетично, за исключением колонн с пышными капителями.

   Оригинальный асимметричный храм с богатым декором считается визитной карточкой города. На территории Воздвиженского костёла похоронен отец Зигмунд Козар, настоятель костёла, благодаря которому в 1990-х гг. католическая святыня Фастова была возрождена и отреставрирована.

   На территории костёла 20 мая 2014 года, в день 215-летия со дня рождения французского писателя-реалиста Оноре де Бальзака, был установлен ему памятник. Оноре де Бальзак с 1829 года написал 90 романов и рассказов под общим названием «Человеческая комедия» и много других романов. В Париже писатель познакомился с поляками из Украины Элеонорой Ганской и Елизаветой Браницкой - женой князя Михаила Воронцова. Обе женщины-красавицы были известными в Европе меценаткой и поклонницами искусства. У Ганской было имение в селе Верхивня, что на Житомирщине, а Браницкая, дочь Александры Васильевны Браницкой, имела поместье в городах Белая Церковь, Киев и на Фастовщине, ей принадлежали сёла Паляниченцы, Пивни, Яхны, Малополовецкое, Кожанка, Зубари, Трилесы, Короливка, Пилипивка, Бортники, а её матери Александре принадлежал 2 года и Фастов, который она передала бискупу. Бальзак женился на Ганской и поселился в с. Верхивня, что под Бердичевом. Счастливо жил и писал, проникся верой. Путешествовал с женой и часто бывал в Браницких в городах Белая Церковь и Киев. Путешествовал через имения Елизаветы Браницкой и по Фастовщине, любуясь пейзажами, культовыми сооружениями и дворцами Браницких. Возможно, был и в Фастове.

   Костёл расположен недалеко от современного центра города на правом берегу реки Унава на площади, носящей имя Зигмунда Козара.

   Посередине площади стоит монумент святому архангелу Михаилу, а сама площадь украшена декоративными пасхальными яйцами, которыми принято украшать украинские площади во время празднования Пасхи.

   Рядом расположен Центр святого Мартина де Поррес, открытый 16 декабря 2015 года, главной целью которого является забота о социально незащищенных детях: сирот, детей улицы, больных и детей из неблагополучных семей.

   Меня приятно удивили кормушки для птиц, развешенные здесь на деревьях. Думаю, что это дело рук воспитанников Центра.

   Затем прибываем в село Пархомовка Володарского района, которое существует примерно с XVII века. До середины XIX века село это было себе, как село – в стороне от железной дороги, бедное и унылое. Ситуация круто изменилась, когда местные земли приобрёл Виктор Фёдорович Голубев. Это был удивительный человек! Родился он в России, в Нижнем Новгороде в 1842 году, в семье дворянина в первом поколении. Выучился на инженера-путейца. Не просто выучился, а с отличием, в зале славы Института Путей сообщение его имя среди других отличившихся путейцев красовалось на мраморной доске. Участвовал в строительстве разных веток российских железных дорог, имел «долю» в нескольких заводах. В основном специализировался на выпуске рельсов. Был совладельцем завода Петровского в Екатеринославле (Днепре). Написал книгу об американских железных дорогах. Был он новатором и меценатом. На одном из своих заводов в Брянской области он не только установил новейшее заграничное оборудование, но и внедрил социальную программу для своих рабочих: обеспечил жильём, пробил артезианские скважины, построил больницу, школы, клуб. Его рабочие буквально преклонялись перед разумным и добрым хозяином. Выйдя в отставку в чине надворного советника в 1874 году, Виктор Фёдорович в скором времени развернул бурную деятельность и в принадлежащей ему Пархомовке. Он открыл здесь две школы: женскую и мужскую, построил бесплатную больницу и родильный приют, организовал для селян избу-читальню и даже чайную. Порядки в этом «питейном» заведении царили весьма оригинальные: не капли «спиртуозных» жидкостей, а чтоб веселей мужичкам чаёк было попивать, установили здесь новомодное заморское чудо: граммофон! Любимого «барина» крестьяне часто приглашали крестить своих детей. Многочисленным крестникам Голубев жаловал по 5 рублей. Ставил Виктор Фёдорович и аграрные эксперименты и весьма успешно – выращивал в украинском селе редкостные сорта культур, занимался селекцией. Был Голубев человеком исключительно порядочным, верующим. Ещё при жизни он мечтал построить небывалую по красоте и размерам церковь в полюбившемся ему селе, да не успел. Когда тело умершего в Риме Голубева в 1903 году привезли по его завещанию на Украину, 200 селян с подводами отправились встречать его гроб на железнодорожную станцию. Все так хотели отвезти «барина-благодетеля» до места его последнего упокоения, что на станции чуть не началась драка. Решилось всё миром: гроб Виктора Федоровича по очереди несли на руках 12 верст. Похоронили его в небольшой часовне, на которой позже его сыновья и возвели чудесных храм, о котором мечтал их отец. Руководил строительством Виктор Викторович, старший сын. Он окончил Санкт-Петербургский университет по специальности «Математика», но больше его интересовала история искусства. Он даже защитил диссертацию по иностранной литературе. Изучая различные художественные направления, он увлёкся Востоком, подружился с Николаем Рерихом и другими поклонниками Тибета и Индии.

   Воплотил в жизнь план Пархомовского храма известный архитектор Владимир Александрович Покровский, тоже большой любитель Востока. Мозаичную смальту изготовили в Петербурге в мастерской Фролова. Храм строили 3 года с 1903 по 1906 гг. И вот над селом взметнулась 50 метровая колокольня церкви «Покрова Богоматери и Великомученика Виктора». В её архитектуре причудливо и гармонично переплелись древнерусские, восточные и готические мотивы. Она настолько необычна, что духовенство два года не решалось освящать её из-за несоответствия церковным канонам. В церкви лежал паркет и для удобства установлены скамьи, что было неслыханным нарушением. В конце концов, необыкновенный храм Покрова Пресвятой Богородицы был торжественно освящен 24 августа 1907 года в присутствии 4 тысяч человек.

   Снаружи, на внешних стенах церкви, много древнеславянских символов. Под куполом колокольни изображены «молоток, клещи, четыре гвоздя, лестница, копьё, проросшее зерно, полумесяц, ёлка, звёзды, ползущая в виде буквы "омега" змея, красный петух». В 1999 году исследователи из московского Института востоковедения пытались расшифровать эти надписи и символы – вышло предостережение правящей царской фамилии. Может, конечно, быть и так.

   Над центральным входом в неглубокой нише - чудом сохранившееся рериховское мозаичное панно «Покрова Пресвятой Богородицы» (самая большая мозаика в Российской империи). Тогда в обществе очень популярны были буддистские идеи Всеобщего Единства и Гармонии. Виктор Викторович много путешествовал по востоку, производил археологические раскопки, собрал редкую художественную коллекцию. По его просьбе Николай Рерих разработал проект храма в Пархомовке и сделал эскизы 12 мозаик. К сожалению, в жизнь воплотили только две: «Спас Нерукотворный» и «Покрова Богоматери».

   В фигуре и одежде Богородицы чувствуется влияние мозаик Софии и Михайловского собора. Рук Богородицы не видно. Покров поддерживают архангелы, стоящие по бокам. В нарушение церковного канона архангелы стоят спиной и не смотрят на зрителей. Лица 12 святых безучастны.

   С южной стороны к церкви пристроен придел-усыпальница Святого великомученика Виктора.

   Над крыльцом притвора святого Виктора – мозаика «Спас Нерукотворный с избранными святыми»: перед образом Спаса стоят на коленях четыре фигуры – Богородица и апостол Иоанн Богослов справа, сотник Лонгин каппадокийский и Мария Магдалина – слева. В правом углу видна подпись «Ник. Рерих». Мозаики на стенах храма в Пархомовке имеют особенность менять цвет в зависимости от угла падения солнечного света, поскольку династия Фроловых, в мастерской которых набирались мозаики по эскизам Николая Рериха, использовали сочетание классических мозаичных технологий Киевской Руси с «обратным» или «венецианским» методом: мозаики составлялись в зеркальном отображении на временном основании и перевозились к месту выкладки. «Спас» был повреждён в результате обстрелов, когда мальчишки бросали в мозаики Рериха камни, выбивая кусочки смальты.

   Прах вдохновителя храма Виктора Голубева покоился здесь же, в часовне, во дворе церкви. У входа в усыпальницу – мраморная доска, свидетельствующая о том, что здесь захоронен Виктор Фёдорович Голубев. После революции, в 1929 году, церковь закрыли, постепенно разобрали ограду храма. Варвары, которых в своё время, возможно, крестил меценат, вскрыли склеп в надежде поживиться золотыми украшениями мундира. Но прогадали: Виктор Фёдорович был похоронен в скромном сюртуке. Вандалы срезали позолоченные пуговицы, содрали с покойника сюртук, а сами останки выбросили в канаву. Его прах местные жители тайком захоронили на местном кладбище. 

   На этом злоключения необыкновенной постройки не закончилась. Храм бравые партийные вожди хотели поначалу разобрать, но потом пожалели портить новую крупную постройку, да и хлопотным это показалось. В 1941 году, во время немецкой оккупации и до начала хрущевских гонений на церковь в 1950-х годах, храм был действующим. Потом его пытались приспособить под кинотеатр – но это оказалось дорого, под зернохранилище, подвал церкви – под склад ядохимикатов, а в 1960-е годы сюда загоняли на ночлег овец. Часть церковных построек постепенно растащили. Из пристроек и самого храма потихоньку растаскивали добротный кирпич до 1979 года, пока церкви не присвоили статус памятника архитектуры. В 1982 году начата первая, довольно скромная реставрация. Новый виток возрождения неожиданно начался для храма в 1987 году во время фестиваля в Индии в Москве. Тогда в Москву приехал сын Николая Рериха - Святослав. Узнал о том, что мозаики отца сохранились и захотел посмотреть на них. По указанию Михаила Горбачева молниеносно началась реставрация, успели много, но, увы, не всё. Неподалеку жители села на свои деньги заказали и установили памятник Виктору Голубеву авторства местного скульптора.

   Храм Покрова Пресвятой Богородицы - своеобразный синтез готики, азиатских архитектурных традиций и языческих культовых форм. В росписи вплетаются и языческие мотивы, и античный мир, и византийский стиль, и кусочки Средневековья.

   Благо, церковь сохранила простор. И хотя неподалеку расположились объекты сельского быта, это не мешает восприятию её как архитектурного шедевра. Церковь создана в стиле неорусского модерна, она гармонично соединена с 50-метровой колокольней и лаконичной часовней Святого Виктора. Храмовый двор, где ещё растут столетние пирамидальные дубы, окружает невысокая ограда с изысканным изгибом. Рядом - небольшая сторожка и дом священника. Домик священника не отреставрирован. Но даже в таком виде восхищает своим стилистическим единством с храмовым ансамблем, продуманным удобным расположением комнат.

   На территории храма имеется колодец.

   Храм – действующий, относится к киевской епархии Украинской православной Церкви Киевского патриархата, настоятель храма – протоиерей Василий Иванович Савка. Когда мы приехали в Пархомовку, храм был закрыт. Специально для нашей небольшой группы его открыли такими огромными ключами.

   Внутри храм украшен изображениями огня, молота, стрел, проросшего зерна, змей, виноградных лоз, пластов вспаханной земли, ели, петуха и свастики (древнеиндийского символа вечного движения жизни). Каждый элемент - полы, ступеньки, боярские скамейки - украшены языческой славянской символикой.

   В заключение экскурсии по церкви Покрова Пресвятой Богородицы приведу ещё один факт. На территории бывшего СССР мозаики по эскизам Николая Константиновича Рериха сохранились в трёх местах (два из них – в Украине): в Пархомовке, в Троицком соборе Почаевской Лавры (Тернопольская область) – мозаика «Спас и князья Святые» и селе Талашкино Смоленской области – мозаика «Спас Нерукотворный» в Храме Святого Духа. А человек, благодаря которому был создан этот необыкновенный храм в Пархомовке, - учёный-востоковед, исследователь Индокитая Голубев Виктор Викторович, родившийся 30 января/11 февраля 1878 года в Санкт-Петербурге, совершил экспедиции в Египет и Судан (1909 г.), в Индию (1910-1911 гг.) и завершил свой жизненный путь 19 апреля 1945 года во вьетнамском городе Ханой.

   Следующий объект нашего автобусного путешествия по Киевщине - Рудое Село Володарского района, где мы осмотрим живописные руины усадьбы Залесских (Браницких) и самоявленную икону Рудосельскую в Свято-Троицкой церкви. Датой возникновения села принято считать 1622 год, когда Януш Збаражский был пожалован землями польской короны на реках Рось, Березянка, Роставица, Горовица за участие в войне против России. Его владения тянулись от Торчицы до Немирова и Погребища и включали земли современного села. С селом связана история появления чудотворной иконы «Божия Матерь Рудосельская». Въезжаем на территорию бывшей усадьбы Залесских через парадные ворота. Ещё в 2011 году ворота были облупленные и мало отличалась от дворца, но теперь они отреставрированы, беленькие как новые.

   Возможно слухи местных жителей о том, что дворец кто-то выкупил, не просто слухи? Кто-то же отреставрировал ворота, а возле дворца какие-то трубы лежат... К сожалению, сохранились только руины усадьбы Залесских (Браницких). Её длительное время считали дворцом Браницких - ошибка закралась в Реестр памятников. Прекрасное когда-то здание, построенное в конце XVIII века в стиле раннего классицизма, сгорело в 1994 году - так уже кому-то хотелось, чтобы оно никому не досталась. Вокруг остатки барского парка.

   От парадных ворот поместья идёт дорога к дворцу, на фронтоне которого чудом ещё сохранился гипсовый декор.

   Наряду с руинами дворца какая-то старая хозяйственная постройка (когда-то был флигель) и большой погреб.

   Об этой иконе существует такая легенда. Владелец усадьбы и Рудого Села Станислав Залесский был католиком, а в селе стояла старенькая деревянная православная церковь. Однажды Станислав сильно заболел и уехал в Польшу лечиться. Как-то больной Станислав Залесский, лечась в польском городе Ченстохове, купил себе икону Божьей Матери, а когда выздоровел и возвращался домой, икону с собой не взял. Во время праздничного банкета в имении к господину подбежала испуганная служанка и сказала, что в погребе (погреб сохранился до наших дней) стоит икона, но не даётся ей в руки. Когда Станислав и его пьяненькие гости спустились в погреб, чтобы вынести икону, но никак не смогли этого сделать, а Станиславу икона сказала: «Когда ты болел, то молился на меня, а как вылечился, то забыл обо мне». Служанка посоветовала позвать священника. Католического не было, поэтому позвали православного. После молебна образ вынесли из погреба семилетние девочки.

   Поражённый силой православия, Станислав Залесский начал в 1825 году строить новую каменную церковь, куда впоследствии и поместили икону Богородицы. Церковь освятили уже после смерти Залесского, в 1841 году. С тех пор икона там и даже имеет собственное имя - Рудосельская. За последующие почти два века известны многочисленные случаи исцеления людей благодаря свойствам Рудосельской иконы. В советское время (1963 год) церковь была закрыта, сброшено кресты, церковь долгое время находилась в неудовлетворительном состоянии, а чудотворную икону прятали по домам. Однако ещё во времена СССР храм получил статус памятника архитектуры национального значения.

   Свято-Троицкая церковь не очень похожа на православную по архитектуре - больше на греко-католическую. Она сейчас в хорошем состоянии, отремонтированная и ухоженная.

   В 1990-х годах было проведено значительные реставрационные работы, но масштабное восстановление храма началось в 2000-х годах. И тогда появились новый купол, укреплены стены, а внутри - невероятные, яркие росписи на библейскую тематику. Здесь изображены первый Вселенский собор, сорок мучеников, святые Димитрия и Олимпиада.

   А вот и знаменитая икона Рудосельской Богоматери. Были неоднократные попытки её украсть, но она всегда странным образом возвращалась в Рудое Село. Чудодейственная икона и сейчас является объектом паломничества не только жителей соседних сёл, но и жителей других регионов. Чтобы коснуться этой святыни, люди съезжаются отовсюду. Особенно многолюдно - на храмовый праздник.

   В разное время настоятелями храма были родственники Михаила Грушевского по матери - отец Захарий Опоков - дед Грушевского по матери, а с 1868 году ещё один родственник - Владимир Опоков 1845 года рождения, который вскоре после государственного переворота большевиков в октябре 1917 года принял мученическую смерть от рук безбожников.