Юсуповой-на-Мойке.

(1760-е. 1830-1836)

В XVIII веке на месте современного дворца находилась усадьба, принадлежавшая графу П. И. Шувалову – инициатору крупных военных и экономических реформ времён Елизаветы Петровны. Двухэтажный каменный дом в 1760-х годах Валлен-Деламот Ж. Б. капитально перестроил, расширил и надстроил.

В 1795 году Екатерина Вторая выкупила усадьбу с домом у наследников Шувалова и подарила А. В. Браницкой – племяннице светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического.

В 1830 году князь Борис Николаевич Юсупов купил дворец у Александры Браницкой, родной сестры своей мамушки, за четверть миллиона рублей. По заказу князя архитектор Михайлов-второй Андрей Алексеевич перестроил дворец: пристроил к зданию флигель, протянувшийся вдоль набережной. На втором этаже была создана анфилада парадных апартаментов в стиле классицизм. Стены этих помещений были облицованы мрамором или обиты штофом. Своды и потолки расписывали лучшие художники-декораторы того времени. Великолепны двери декорированы арматурой из золочёной бронзы, и паркеты редких по красоте рисунков набраны из ценных пород дерева. Для украшения дворца на Мойке в 1837 князь Борис из своей резиденции в Архангельском, в котором почти не бывал, вывез 400 картин, мраморную скульптуру, часы, книги, зеркала и другие украшения. Даже императору Николаю Первому пришлось вмешаться, чтобы прекратить разорение усадьбы.

Сюда, на Мойку, к супруге князя, Зинаиде Ивановне, очаровательной и гостеприимной, настоящей светской львице на великолепные балы собирался весь Петербург. Войдя внутрь, гости попадали в череду оригинальных художественных интерьеров - словно в волшебную сказку, где всё должно было напоминать о несметных богатствах семьи. В последующие годы дополнялись и обогащались интерьеры дворца. Так, в 1858-1859 годах выдающийся архитектор И. А. Монигетти полностью перестроил парадную лестницу, переделал дворцовый театр (на 180 мест), оформив его барочной золочёной лепкой, оформил жилые комнаты первого этажа.

Тогда же, следуя модным увлечениям, владелец дворца приказал создать Турецкий кабинет, Мавританскую гостиную и Персидскую комнату. Гостиная эта была оформлена особенно роскошно. Здесь установили мраморный фонтан, панели стен покрыли белым мрамором, инкрустированным вставками на тёмно-красной и чёрной мастике, и золотыми филёнками. Верхняя часть стен была расписана арабской вязью (стилизация) по золочёному фону.

В 1910-х часть помещений первого этажа получила отделку в стиле неоклассицизма.

Последним владельцем этого дворца был Феликс, князь Юсупов, граф Сумароков-Эльстон. Он и сам не знал, сколько у него миллионов. В России у Феликса насчитывалось свыше пятидесяти (57-?) дворцов, в том числе четыре в Петербурге.

Дворец на Мойке был любимой столичной резиденцией князя. Владельцы дворца имели собственную флотилию богато разукрашенных лодок и шлюпок, похожих на венецианские гондолы под балдахином, в которых разъезжали по рекам и каналам столицы. Юсуповы были не одиноки в этом деле: на воде было “не меньше лодок, чем экипажей на улицах”.

В дворцовом театре впервые было представлено первое действие оперы М. И. Глинки “Жизнь за царя” (одну из вокальных партий исполнял сам композитор).

Дворец на Мойке 1919 году был взят под охрану государства. До 1925 года использовался как музей. В 1926 году во дворце открыли Центральный дом работников просвещения (Дом учителя). Во время ВОВ в здании размещался госпиталь. Дворец сильно пострадал от бомбёжек и артобстрелов. Вплоть до конца 70-х продолжалась реставрация интерьеров дворца.

В наши дни в стенах дворца большая культурно-просветительная деятельность.

Парадная лестница.

По проекту архитектора Андрея Алексеевича Михайлова-второго. Скульптуры День, Ночь, Утро, Вечер украшают её. Люстра весит 450 кг

В 1858-1859 архитектор Ипп. Монигетти перестроил парадную лестницу. Два сфинкса охраняют покой владельцев дворца. Мраморные вазы украшают лестницу. (Напоминаем, что Монигетти автор парадной лестницы Екатерининского дворца в Царском Селе).

Гостиная в стиле Анри Второго. Навершие камина.

Кабинет (библиотека) князя. В коллекции князя хранилась Библия, напечатанная на пергаменте в 1492 году. Здесь же были выставлены монеты и медали. В 1825 году был обнаружен тайник (на фото - потайная дверь за книжным стеллажом), в котором хранились, среди прочего, двадцать семь писем самого Пушкина.

Мавританская гостиная.

В XIX веке Россия вела войны на Востоке: с Турцией и Персией, с Хивой и Кокандом; присоединение Кавказа и Туркмении… Общество охватила “восточная” эпидемия. Новые образы, чудесные краски и тягучие мелодии, кальян, кофе и опиум, прекрасные одалиски и свирепые евнухи, соблазнительные грёзы и роковые тайны… Всё это воплощал в себе образ гарема, исполненный мистики и такой реальный.

В России, и в Европе в целом, восточный стиль быстро вошёл в моду, он проник в драму, оперу, живопись, литературу и в домашнюю обстановку. Адам Мицкевич и Александр Пушкин написали “Бахчисарайский фонтан” – поэмы о гареме крымского хана. Борис Асафьев создал одноимённый балет, а Карл Брюллов воплотил этот богатый сюжет в многофигурном живописном полотне. Николай Римский-Корсков написал сюиту “Шахерезада”.

Восточные шаровары, атласные чувяки и тюрбаны стали прихотливым чудачеством и криком моды. Дворяне стали одеваться, как паши и одалиски; в восточном платье они позировали в студиях самых модных художников. Поэты ударились в подражание бейтам и газелям. Ароматические восточные курения, низкие софы, украшенные драгоценными камнями ятаганы стали непременным украшением жилища аристократов. Во дворцах появились покои, отделанные в восточном стиле: растительный и геометрический орнаменты, мягкие завитки и элементы арабской графики.

Серебряный будуар Ирины Юсуповой, племянницы императора Николая Второго.

Белая гостиная оформлена в стиле Помпадур. Справа на портрете Зинаида Николаевна Юсупова, крестница имп. Александра Второго - работа художника Серова.

Мебель сделана русскими краснодеревщиками. 

Фарфоровый будуар. На заднем плане - Персидская комната.

Гобеленовая гостиная. Три гобелена - подарок самого Буонапарте.

Парадная спальня княгини.

Ротонда Большая.

Малиновая гостиная.  Паркет из тропических пород деревьев. На фото виден мебельный гарнитур из 28 предметов, сделанный специально для этой гостиницы. 

Синяя гостиная. Стиль ампир.

Зелёная гостиная. Камин украшен уральским малахитом. Автор Монигетти 1860-е.

Белоколонная (Банкетная) зала. Архитектор Михайлов-второй 1830-е годы. В 1890-е перестроил Степанов А.

Самая большая во дворце (445 кв.м). 24 деревянных колонны полые внутри. Плафоны расписал Торичелли Ф. в 1830-е годы. Здесь устраивались балы, маскарады, благотворительные базары, концерты. Здесь репетировали оперу “Жизнь за царя”. Люстра из папье-маше. Потолок – деревянный.

Театр. Царская ложа.

Создан по проекту А. А. Михайлова-второго, в дальнейшем перестроен А. Степановым. Домашний театр стал жемчужиной интерьера и изюминкой приемов самых высокопоставленных гостей в Юсуповском дворце. Миниатюрный зал театра оформлен в стиле барокко с золотой лепниной, рассчитан на 180 человек. Плафон кисти художника Э. К. Липгарта "Утро прогоняет ночь" и занавес - подлинные. 

Объём сцены равен объёму зала. На этой сцене звучали голоса Полины Виардо, Федора Шаляпина, Леонида Собинова, зал рукоплескал блестящей русской балерине Анне Павловой. В театре выступали Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Владимир Маяковский и Аркадий Райкин.  За дирижёрским пультом стояли Даргомыжский и Глинка. На сцене театра  прошла премьера первого действия оперы "Жизнь за царя".  В наши дни здесь также можно насладиться опереттой или побывать на спектаклях популярных питерских коллективов.

Дубовая столовая.

Дворцовая кухня.

Герб Юсуповых. 

На гербовом щите виден "муж в татарской одежде" - охотник с соколом, сокольничий - напоминает нам о татарских корнях Юсуповых.

Лук и стрела - справедливость, неотвратимость наказания, достижение цели.