“… Весёлые амуры смотрят на вас во все глаза, забавляясь вашим восхищённым видом. Лукавые фавны и нагие нимфы глазят на вас с разукрашенных карнизов, озорные пути обрамляют окна дворца гирляндами, каменные мартышки резвятся меж свитков, раковин и стеблей бамбука...” Цвейг С.

В центре Дрездена расположен дворцовый ансамбль Цвингер – один из самых красивых памятников архитектуры барокко. При этом поражают не только размеры – Цвингер сравнительно невелик (длина внутреннего двора = 116, а ширина = 107 метров) – но и гармоничное единство архитектурных и скульптурных черт, которое можно назвать гениальным.

Курфюрст Фридрих Август I интересовался искусствами и культурой, и поддерживал их всеми силами. Кроме того, он держал большой двор, для которого хотел построить приличествующее ему роскошное здание. Вершиной этого строительного зуда курфюрста без сомнения стал Цвингер.

Изначально Цвингер должен был стать частью более грандиозного архитектурного проекта, которому не суждено было осуществиться. Фридрих Август I хотел создать достойное обрамление для театральных представлений, рыцарских турниров и конного балета, к коим имел особенную склонность. Курфюрст поручил воплотить задуманное в камне своему придворному архитектору Матиасу Даниелю Пёппельману, а оформление скульптурными деталями – учившемуся в Италии Бальтазару Пермозеру (1711 год). Пёппельману и Пермозеру удалось создать настоящий шедевр барочного искусства.

Цвингер строили почти двадцать лет. И в течение этих двадцати лет, как план строительства, так и назначение всего ансамбля менялись. Время от времени гер Пёппельман наезжал в Прагу, Вену, Флоренцию и Рим - искал впечатлений. Цвингер представляет собою несколько зданий, расположенных вокруг прямоугольного внутреннего двора и соединённых между собою переходами. Название “Цвингер” происходит от “цвишен” (между), и объясняется тем, что прежде дворец находился посреди внутренней и внешней стенами города.. В 1719 году по случаю бракосочетания наследного принца Фридриха Августа Второй с герцогиней Жозефиной Австрийской в Цвингере прошли пышные торжества, но вскоре после этого он постепенно утрачивает функции центра бурной светской жизни. Уже в 1728 году была ликвидирована оранжерея, и в её опустевших павильонах были выставлены ценные художественные коллекции.

Официальной датой основания Дрезденской картинной галереи счи­тается 1772 год. А за год до этого из неё был выделен так называемый "Зелёный свод" (более 3000 экспонатов) - бога­тейшее собрание украшений и ювелирных изделий прошлых веков, которое до начала XVIII века представляло собою хранилище драгоценностей саксонских курфюрстов. Однако, хотя оно и было превращено в музей, широкой публике доступ сюда был закрыт вплоть до XX века. Кроме гостей курфюрста и представителей знати, доступ к собранию был разрешён только "образованным слоям" и то - лишь в сопровождении гида.

Буквально за несколько десятилетий Дрезденский дворец перестал вмещать всё собрание, и галерея была переведена в специально приготов­ленное для неё помещение в Цвингере. Шедевр Рафаэля "Мадонна" была написана для алтаря монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Двор сак­сонских курфюрстов после долгих переговоров выкупил эту картину в 1753 году у монастыря, за­платив за неё 20 000 цехинов - немалую по тем временам сумму (1 цехин = 3.5 г золота). В 1754 году полотно прибыло в Дрезден.

Совсем рядом располагается знаменитый фонтан ”Купание Нимф”.

В августе 1945 года часть картин Дрезденской галереи была вывезена для реставрации в Советский Союз. Другая часть осталась в Саксонии. К сожалению, русским реставраторам удалось спасти не все пострадавшие картины: 206 картин не подлежали реставрации. Кроме того, 463 картины, в основном малых размеров, пропали при транспортировках и “инвентаризациях”. Примечательно, что через несколько десятилетий отдельные, числящие пропавшими картины, объявились в Европе и в Штатах на выставках и аукционах, чтобы затем вновь исчезнуть из виду. В 1956 году по решению Хрущёва Н. С. СССР вернул все 1240 картин из собрания Дрезденской галереи на их исконное место. Но перед отправкой картины с мая по август выставлялись в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Эту выставку посетили миллион 200 тыс. граждан.

Кронентор (Королевские ворота). Название своё они получили из-за большого количества корон, включённых в архитектурную композицию. Скульпторы Бальтазар Пермозер, Кретцшман и Томае участвовали в украшении главного входа.

Красота этих ворот неописуема.

Nymphenbad (Фонтан “Купальня нимф”). 1711-1719. Творение придворного архитектора – Матеуса Пёппельмана. А томные девичьи и мускулистые героев торсы, хитрые ухмылки сатиров, извивающиеся тритоны - работа Бальтазара Пермозера.

Бассейны, гроты, фонтаны и каскады “Купальни нимф” – любимое место посетителей дворца, особенно в жаркую погоду. 

Nymphenbad, шедевр, укрытый от любопытных глаз. Надо постараться, чтобы его найти. Не пострадал от бомбёжек в феврале 1945 года.

Фарфоровый павильон. Коллекции фарфора во время WWII сотрудники музея эвакуировали. Се­годня они вновь демонстрируются в павильоне - в частности, знаменитое собрание фарфора времён расцвета Майсенской мануфактуры, что в 15 километрах от Дрездена. Среди прочих тут имеются и работы Иоганна Фридриха Бетггера, который в 1709 году открыл секрет твёрдого белого фарфора и тем заложил основы будущей всемирной славы Майсенской мануфактуры.

Glokenschpilpavilion (Глокеншпильпавильон) - Напротив Французского павильона находится Колокольный павильон. Названный так из-за белых колоколов майсенского фарфора, расположенным по обе стороны от часов нешуточных размеров. Колокола звонят каждый час. Звон их необычайно мелодичный, околдовывающий и завораживающий.

Сквозь арку виден конный памятник королю Саксонии - Иоганну Непомуку (1801-1854-1873).

Кроме Галереи в Цвингерe есть и другие музеи: Физико-математический салон (научные приборы XIII-XIX) и Исторический музей (знаменит огромной коллекцией оружия). Альбертинум по имени короля Альберта Саксонского - живопись XIX-XX веков и Графический кабинет - превосходная коллекция гравюр и рисунков XV-XX веков.

Совершить прогулку по Цвингеру можно здесь: