Царскосельский дворец - сказочная грёза, сказочный чертог, сияющее золотое великолепие. Кажется сам воздух Царского Села пропитан особой, магической утончённой чувственностью. По масштабам, изысканности и единству отделки фасадов и интерьеров, по гениальности пространственного, цветового и пластического решения дворец не имеет себе равных.
      В 1707 Пётр Первый подарил эти земли своему фавориту - Данилычу. Но светлейший не торопился их осваивать, и через три года земли "отписали" Екатерине. В 1724 архитектор Браунштайн закончил строительство  "двухэтажных каменных палат о шестнадцати светлицах". Екатерина жила здесь как обычная помещица. По наследству здание и земли перешли к дочери Екатерины - цесаревне Елизавете.
     В 1743 началось преобразование родового гнезда государыни Елизаветы Первой. Автором проекта был Михайло Земцов, после его кончины здесь работали Квасов А.В. и Савва Чевакинский - ученики Земцова. По желанию государыни здание старых палат сохранили в память о её матери.
     Вездесущий Растрелли и здесь умудрился наследить: в 1749 матушка-государыня повелела к работе присоединить обер-архитектора синьора Растрелли Ф.Б. В Царском Селе (данная местность возвышалась над окружающей заболоченной низиной. По-фински саари означает "возвышенность". А поскольку с незапамятных времён здесь был хутор, мыза по-фински, то и всю местность стали называть "саарской мызой". Со временем название превратилось в "царскую мызу", а потом - в "Царское Село") стал вырастать один из самых грандиозных дворцов России. Уже не усадьба, а императорская резиденция. На строительство частенько наведывались их императорское величество, иногда даже инкогнито. Шесть раз дворец, уже полностью отстроенный, был разрушен до основания (по воле государыни-?) и вновь отстроен, прежде, чем доведён до теперешнего состояния. Дабы сторонние заказы не отвлекали маэстро от работы в Царском Селе, Елизавета Петровна издала особливый указ, согласно которому, мастеру возбранялось работать на кого-либо ещё, кроме неё, матушки-государыни.
Ещё до окончания возведения дворца, Елизавета Петровна начала заботиться о будущем парке. Садовый мастер Жирар Ф.Н., приехавший в Россию ещё при Петре Первом, проработал в Царском Селе вместе с Растрелли более десяти лет, занимаясь садами "петербургской Армиды".

Маковки дворцовой церкви. (Парковый фасад).

При Елизавете Петровне вновь на Руси начали строить пятиглавые церкви.

Большая зала (Светлая галерея) Ф.Б. Растрелли . 

Плафон работы Дж. Валериани ("Триумф России").

Для официальных приёмов, парадных обедов, балов и маскарадов.

Площадь залы более восемьсот квадратных метров.

Арабесковая зала (девяносто квадратных метров) Ч. Камерон для Екатерины Второй.

Кавалерская столовая. На столах - "Орденские" сервизы, украшенные знаками и лентами российских орденов

(св. Андрея, св. Георгия, св. Александра и св. Владимира).

Янтарная комната.

Для украшения дворца Шарлоттенбург в Берлине, придворный архитектор Эозандер И.-Ф. создал проект Янтарной галереи.

В 1712 году (или в 1713) готовые панели осмотрел царь Пётр. Он не скрывал своего восхищения и желания приобрести уникальное творение. В 1716 году, по случаю заключения договора между Пруссией и Россией, Фридрих-Вильгельм Первый преподнёс русскому царю подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Через Мемель и Ригу ящики с разобранным кабинетом доставили в Санкт-Петербург. Через два года Пётр Алексеевич в ответном подарке прислал королю Фридриху-Вильгельму пятьдесят пять гренадер исполинского роста.

В 1755 императрица Елизавета Петровна приказала Ф.-Б. Растрелли создать Янтарную комнату в своей новой резиденции в Царском Селе. Что маэстро и исполнил с превеликим для себя удовольствием. 

В 1770 году работы по созданию Янтарной комнаты были завершены, и оная приобрела современный вид.

Парадная Голубая гостиная.

Самое большое помещение, созданное Камероном.

Китайская Голубая гостиная. Чарльз Камерон.

Тушью по шёлку написаны пейзажи и жанровые сцены из жизни далёкого Китая.

Мода на "китайщину" пошла из Франции времён короля-солнце, по чьему приказу в Версале был возведён сказочный Трианон, отделка которого была выполнена в китайском стиле.

Опочивальня.

В 1770 Неёлов В.И. создал её для первой супруги их Императорского высочества, наследника престола Российского, Великого князя, Цесаревича Павла Петровича, Великой княгини Натальи Алексеевны. 

После её безвременной кончины, Камерон Чарльз в 1780 перестроил помещение для Великой княгини, второй супруги наследника Российского престола Павла Петровича, Марии Фёдоровны.

Зелёная столовая (Неёлов В. И.)

Находится в приватных покоях их Императорского высочества, наследника Российского престола, Великого князя, Цесаревича Павла Петровича и их первой супруги - Великой княгини Натальи Алексеевны.

Парадный (Мраморный) кабинет их Императорского величества Александра Первого Павловича. (В.П. Стасов. 1817)

Здесь государь-император давали важные официальные аудиенции.

"Верхняя ванна". ("Мыльня их высочеств").

Павильон расположен на берегу Зеркального пруда. Построили по проекту отца и сына Неёловых.

Павильон Грот (по проекту вездесущего Ф.-Б. Растрелли). На берегу Большого пруда.

Непременное строение любого пейзажного парка той эпохи.

Фонтан "Молочница"

По проекту инженера А. Бетанкура. Скульптор Павел П. Соколов на сюжет басни Лафонтена.1816.

Собственный садик. Памятник Ланскому А.Д. (А. Ринальди)

Ланской А. Д. - один из многих "случайных" людей при матушке-государыне. Александр Дмитриевич был на тридцать лет моложе своей покровительницы. Тихоня, никому не мешал, в дворцовые интриги не вникал, казну не грабил. При вступлении в "случай" получил от матушки коллекцию медалей и собрание книг по истории. Пуговицы на его кафтане стоили восемьдесят тысяч руб. Безвременно скончался на ночной службе от, как шептались при дворе, усердия. Матушка-государыня, погоревав несколько ней, велела похоронить мОлодца в парке подле могилок своих любимых левреток.