Прогулка по Тиролю и его столице

   Наше путешествие по Австрии продолжается. Покинув княжество Лихтенштейн, разместившееся между Швейцарией и Австрией, въезжаем в австрийский город Фельдкирх, расположенный в федеральной земле Форарльберг, по которой мы проезжаем транзитом, направляясь в Тироль.

   Тироль - федеральная земля на западе Австрии, состоящей из двух частей: Северного Тироля и Восточного Тироля, их разделяет полоса шириной двадцать километров - территория федеральной земли Зальцбург. Прекрасный высокогорный ландшафт Тироля украшает множество красивейших горных озёр. Это излюбленное место отдыха для любителей горнолыжного спорта в зимний период и для лодочников-пляжников в летнее время - благодаря горным озёрам, в которых можно купаться. Население Тироля – около 700 тысяч человек (5-е место среди австрийских земель). Тирольцы по своему происхождению и духу более близки к баварцам, нежели к венцам. И это не случайно, если вспомнить общую историю двух народов, то уже в VI веке н. э. баварцы проникли в Тироль и навязали местным ретороманцам свою культуру и язык. Подавляющее большинство жителей Тироля (свыше 90 %) являются католиками.

Хоть долго по туннелям нас катали,

В жемчужину Тироля всё же к вечеру попали.

Прекрасный Инсбрук в лыжном спорте идеал –

Зимой огонь Олимпа дважды принимал.

   Инсбрук является столицей федеральной земли Тироль и одним из значимых городов не только Австрии, но и центральной Европы. Инсбрук со всех сторон окружают горделиво нависающие живописные горы и омывают реки Шилль и Инн. Сам город достаточно древний - официальный городской статус и своё имя Инсбрук (в переводе означает "мост через Инн") получил в 1239 году, до этого здесь располагались небольшие поселения. Впоследствии город стал резиденцией императорского двора династии Габсбургов. Сегодня Инсбрук - небольшой, аккуратный город с населением 120 тысяч человек, где рядом с "кукольными" домиками XV-XVI веков гармонично уживаются строения времён постмодернизма. Он являет собой на удивление  уникальный и гармоничный симбиоз горнолыжного курорта и аристократичного города-музея, история которого насчитывает почти 800 лет. Современные здания здесь мирно соседствуют с готическими, ренессансными и барочными сооружениями, а маленькие средневековые домики эклектично сочетаются с новыми постройками. И всё это оттеняется великолепным фоном Альпийских гор – это город в горнолыжном костюме.

   Мы начинаем знакомство с городом с придворного парка Хофгартен. Когда-то это был просто огород, правда, не деревенский, а придворный: на нём с XV века выращивались овощи и зелень для императорского стола. Теперь это прекрасный городской парк с ландшафтным дизайном в английском стиле: ровные дорожки и подстриженные кустарники, зелёные лужайки и цветочные клумбы, аккуратные скамеечки, спрятанные в тени деревьев павильоны и, конечно, пруд с кувшинками и утками. Ещё есть детская игровая площадка и огромные корневища деревьев, вылезшие из-под земли, - как в диковинном лесу. Этим деревцам уже перевалило за 300 лет и посажены они самой императрицей Марией Терезией.

   В честь правителя Тироля эркгерцога Леопольда V и его великих дел, в том числе на религиозном поприще (его высочество был ещё и епископом), на маленькой площади Инсбрука между дворцом, театром и часовней с серебряным алтарём, ещё при его жизни был установлен ему памятник. Это первый в Альпах памятник, где всадник сидит на вставшем на дыбы коне, причём вся эта композиция находится в центре большого круглого фонтана. Раньше фонтан украшали ещё и фигуры морских богов, но из-за их излишней обнажённости в XVIII веке статуи целомудренно решили спрятать в музеи Императорского дворца Хофбург и замка Амбрас. Когда времена ненужной стыдливости прошли, морские боги вновь появились в фонтане, правда, теперь уже в копии, а оригиналы перевезли в местный музей Фердинандеум.

   Рядом с парком императорский дворец Хофбург - резиденция правителей Тироля. Изначально это были частные владения местного герцога Дюка Зигмунда Рича, который построил здесь в XV веке величественный замок. После его смерти крепость досталась императору Максимилиану I, который перекроил сооружение до неузнаваемости и возвёл самый красивый в Европе дворец позднеготического стиля. Во времена Ренессанса роскошные палаты вновь поменяли своё обличье в соответствии с модой. Сменяющие друг друга государи дополняли дворцовый комплекс всё новыми и новыми постройками – часовнями, замками, башнями. Наконец, в XVIII веке Мария Терезия превратила Хофбург в царство барокко. Таким дворец и дошёл до наших дней.

   Если есть желание сфотографироваться под старину и получить фотокартину сразу в рамке, это можно сделать у очень популярного среди гостей столицы забавного аттракциона напротив императорского дворца Хофбург. Специально для любителей запечатлевать себя на фоне городских пейзажей здесь установлена огромная фоторамка высотой около 3 и шириной около 4 метров. В пределах рамки растут пышные цветущие кусты, стоят аккуратная деревянная скамеечка и виднеется фасад Хофкирхе, а на самой нижней кромке багета написано «Инсбрук».

   Францисканская придворная церковь Хофкирхе (1553–1563) возведена при императоре Фердинанде I. В центральном нефе – мраморный саркофаг императора «Священной Римской империи» Максимилиана I, считающийся одной из основных достопримечательностей Инсбрука. Максимилиан I умер в 1519 году в городе Вельс (Верхняя Австрия) и был похоронен в церкви Георгскирхе в родном Винер–Нойштадте (сердце – в бельгийском Генте). Инсбрукский саркофаг – это кенотаф: символическое погребальное сооружение в память о человеке, на самом деле похороненном в другом месте. По обе стороны от саркофага стоят 28 бронзовых фигур размером выше человеческого роста. Их называют «чёрные люди». Это статуи предшественников и современников Максимилиана I, отлитые в 1508–1550 годах. На украшенном рельефами кенотафе (24 рельефа на темы основных событий жизни Максимилиана I) – коленопреклоненная статуя императора. Фальшивую гробницу окружает искусно выкованная решётка (1573 г.). В «Серебряной капелле» церкви покоятся останки эрцгерцога Фердинанда II и его супруги Филиппины Вельзер. У главного входа - надгробие национального героя Тироля А. Хофера.

   Невдалеке от Хофбурга расположен прекрасный Кафедральный собор Святого Якова. Собор просто огромен. Его украшают две башни с курантами, купола цвета морских волн, круглые окна и барельефы. Храм хранит немало сокровищ, включая шедевр немецкого живописца Лукаса Кранаха «Богоматерь», украшающий стену за алтарём.

   Главная улица города Герцог-Фридрихштрассе выводит на центральную площадь. Здесь расположена гордость и визитная карточка Инсбрука - дом с лоджией «Золотая крыша», пристроенной в 1494–1496 годах к уже существовавшему с 1420 года зданию Фюрстенбург. Название «Золотая крыша» связано с тем, что лоджия покрыта навесом, состоящим из 2657 позолоченных медных пластинок. Позднеготическая лоджия украшена искусно сделанными рельефами из песчаника и настенной живописью, в том числе на тему свадьбы императора «Священной Римской империи» Максимилиана I со своей второй женой Бьянкой Марией Сфорца. По сторонам – мавританские танцы, которые в те времена были модным придворным увеселением. Максимилиан I вместе со своими приближенными любил наблюдать с лоджии за рыцарскими турнирами и народными праздниками на городской площади. Сейчас в этом здании помещается пара музеев, причём совершенно разноплановых – музей императора Максимилиана и экспозиция, посвященная зимним Олимпийским играм, которые дважды (в 1964 и 1976 г. г.) проходили в столице Тироля.

   В двух шагах от Дома с «Золотой крышей» находится ещё одна из главных достопримечательностей – здание Старой Ратуши, над которой высится 56-метровая Городская башня с куполом в виде луковицы. При первом взгляде на строение кажется, что на обычную башню цилиндрической формы «надели» верхушку от другой высотки, только уже нарядную и изящную. В общем-то, всё именно так, как и выглядит: Городская башня была возведена в 1442-1450 годах. Изначально здание Ратуши увенчивалось остроконечной готической крышей с четырьмя декоративными башенками, позднее крышу заменил купол. Потом её, как большинство других зданий тирольской столицы, бессчётное количество раз реформировали. На башне размещены часы с четырьмя циферблатами, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. Ратуша помимо своего прямого назначения с 1529 года служила наблюдательным пунктом. Смотритель, находящийся на башне, должен был оповещать жителей города о пожарах и других чрезвычайных событиях. Несколько позднее нижние этажи здания использовали под камеры для заключенных, решётки на окнах служат напоминанием об этом. Сейчас в здании никаких работ административного характера не ведётся. Здесь на высоте 31 метр открыта смотровая площадка, с которой можно полюбоваться старинными улочками города и окружающими город горными грядами.

   На пешеходной Герцог-Фридрихштрассе есть ещё несколько интересных достопримечательностей. Ажурный, нежного бело-розового цвета, похожий на драгоценную шкатулку кружевной дом Хелблинг, построенный в 1390 году, можно смело назвать одной из самых красивых архитектурных достопримечательностей Европы. Изначально это был готический особняк XV века постройки, который в 1725 году купил богатый банкир Йохан Фишер и поручил художнику Антону Гиглю переделать фасад дома в новомодном стиле барокко, то есть украсить его пышными завитками, цветами, фруктами, ракушками и прочими прелестями. А нынешнее своё название Хелблингхаус получил в честь Себастьяна Хелблинга, владевшего домом с 1800 по 1827 годы и открывшего небольшое кафе на первом этаже.

   Отель «Золотой орёл» тоже можно смело отнести к местным достопримечательностям. Его обеденные залы названы именами знаменитостей: Моцарта (композитор останавливался в этом трактире 4 раза, путешествуя из Зальцбурга в Милан; Гёте (немецкий классик тоже сиживал за здешними накрытыми столами сотни лет назад); национального героя и борца за свободу Андреаса Хофера, который прямо из окна своего номера в «Золотом орле» произнёс пламенную речь для поднятия духа граждан во время Наполеоновских войн, а самая большая зала - императора Йозефа, неоднократно почитавшего своим присутствием популярный трактир. Ну а про меню и говорить нечего: все блюда - превосходны.

   Вход в Старый город со стороны моста через Инн украшает крепость «Оттобург». Здание крепости - высокая средневековая дом-башня с эркерами, надстроенная над городской стеной. Впервые строение было упомянуто в хрониках 1460 года. Небольшая крытая веранда перед домом была достроена только в 1914 году.

   Рядом с ней находится памятник «Отец и сын» (скульптор К. Платтнер) в память об освободительном движении 1809 года.

   Пройдя по Герцог-Фридрих-штрассе от Дома с золотой крышей, мы выходим к улице Марии Терезии. Хотя Мария-Терезия штрассе является типичной для любого европейского города туристической променадой с полагающимися такому месту кафе и сувенирными лавками, но в ней присутствует и сугубо тирольский колорит. Во-первых, горный хребет на заднем плане.

   Во-вторых, на фоне гор нельзя не заметить колокольню Шпиталькирхе (Больничной церкви) - одной из самых привлекательных церквей Инсбрука всё в том же характерном для Тироля стиле барокко: её розово-белый фасад, похожий на клубнику со сливками, видно издалека. Больничным храм назвали в честь госпиталя, функционировавшего здесь до XVIII века. Это римско-католическая церковь, посвящённая Святому Духу. Построена она была в 1700 году архитектором Иоганном Мартином Гумппом на месте старого готического храма. Внутри - богатейшее убранство: белоснежные ажуры лепнин, резные двери, алтарь с огромным распятием XVI века, восхитительные фрески и множество скульптур святых в красочных одеяниях - немного вычурно, но не аляписто.

   На этой же улице перед Новой ратушей находится мраморная Колонна Святой Анны (1706 г.), стоящая на месте бывшего позорного столба. Она была построена в честь победы над баварскими войсками во время испанской войны за право наследства, которая произошла 26 июля 1703 года в День Святой Анны.

   Заканчивается Мария-Терезия штрассе знаменитой Триумфальной аркой. Подобные сооружения традиционно воздвигают после неких военных побед. В столице Тироля Триумфальная арка не имеет отношения к войне. В 1765 году сын императрицы Марии Терезии Леопольд II женится на испанской принцессе Марии. И надо же, именно в период свадебных торжеств скончался отец жениха и муж императрицы Франц I Стефан Лотарингский. Вот она и установила памятную арку на месте въездных ворот в старый Инсбрук. Смотрящая на север сторона выражает радость от свадьбы, а та, что смотрит на юг – траур по близкому человеку. Сегодня через арку открывается неплохой ракурс на трамплин для прыжков на лыжах. Получается очень по-австрийски – в стране уживаются имперская напыщенность прошлого и хайтэк современного спорта.

   Меня восхищает архитектура австрийских домов. Инсбрук не стал исключением – здесь дома в прямом смысле слова на любой вкус и цвет. Альтес Ландхаус был возведен в 1725-1758 годах Георгом Антоном Гамппом. Это прекраснейшее светское здание Австрии. В нишах крупной внутренней лестницы находятся бюсты античных богов и статуи из мрамора. На потолочных фресках можно увидеть изображение тирольского орла с картой страны. Самой роскошной комнатой считается конференц-зал в стиле рококо. В наши дни здесь проходят заседания правительства Тироля.

   Также выделяется оригинальностью «Дворец Таксистов» со скульптурой таксиста на фасаде, спешащего к клиенту.

   А мы завершаем нашу экскурсию по альпийскому Инсбруку, но не расстаёмся с Альпами и Тиролем.

В придворном парке мило прогулялись,

У Триумфальной арки поснимались

И, соболезнуя самой Императрице,

Задумались: как так могло случиться?

Прошлись вдоль улиц и у всех домов

От восхищенья не хватало слов!

Увидели Колонну в честь побед -

Был назван Святой Анны монумент!

Над Армией баварской в том бою

Тирольцы отстояли честь свою!

Всё осмотрели, как салон картин,

И к мостику пришли на речке Инн.

Музей хрусталя «Волшебные миры Сваровски»

   Неподалеку от Инсбрука, в маленьком городке Ваттенс, нас ожидает магическое приключение и погружение в таинственные недра подземных кристальных миров! Посреди широкого парка с восхитительным ландшафтом стоит покрытый травой холм, увенчанный головой «Великана» с сверкающими кристальными глазами и ртом, из которого фонтаном струится вода, которую свет прожекторов раскалывает в брызгах на тысячи маленьких радуг, и кажется, что водопад тоже сделан из хрусталя. И что же здесь делает этот Великан? Давным-давно в Тироле жил один Великан, у которого было много-много сокровищ, бережно им хранимых. Из этой давней легенды был взят образ Стража-великана. И воздвигли ему монумент прямо над входом в пещеру, и было ему поручено охранять вход в «Кристальные миры» с бессметными сокровищами Swarovski!

   История возникновения «Компании Сваровски» началась во второй половине XIX века, когда Даниель, молодой резчик стекла из Богемии, покинул родные края и поселился в Париже, чтобы стать музыкантом. Но осознав, что для этого одних амбиций явно недостаточно, Даниель Сваровски  забыл о музыке и начал изучать с упорством инженерное дело. И слава таки пришла! Он изобрёл первый в мире электрический шлифовальный станок для огранки кристаллов хрусталя, имитирующих бриллианты. Даниель перебирается в Австрию и в Ваттесе в 1900 году основывает завод,  который и по сей день носит его имя - Swarovski.

   Все годы Даниель вместе с сыновьями совершенствовали процесс изготовления хрусталя. И, наконец, десятилетия упорного труда увенчались успехом! Новый рецепт варки хрусталя сверхъестественной прозрачности был найден. В новый состав входили сода, поташ, сурик, кварцевый песок, смешанные в определённой пропорции. Секреты варки хрусталя Swarovski - строжайшая тайна. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Для того, чтобы красота кристалла могла быть передана другим, семейное австрийское предприятие Swarovski в честь 100-летия со дня основания компании в 1995 году воплотило в жизнь „Кристальные миры“ Swarovski. Под руководством Андре Хеллера интерпретации известных международных художников и деятелей искусства, многоликая игра кристальных цветов и форм, а также особый мир запахов и звуков превращаются в калейдоскоп всех ощущений.

   Музей хрусталя «Кристальные миры Сваровски» очень интересен. Музей-пещера представляет собой лабиринт из 13 залов, связанных между собой узкими коридорами и лестницами. В подземную сокровищницу ведёт стеклянный туннель. На стенах его выгравированы стихи великих поэтов: Шекспира, Гарсия Лорки, Гёте... в которых одна из строчек обязательно содержит слово, в переводе на русский означающее «кристалл» или «хрусталь». Это слово – ключ. Оно сопровождает посетителей в каждом музейном зале. Совершаем прыжок в лазурно-синий мир бога морей Посейдона, где между переливающимися, авангардистскими волнами из пластин можно разглядеть сверкающие морские фигуры. Изысканные звуки и нереальные световые потоки направляют нас по этому короткому и мистическому глубинному коридору.

   В музее можно увидеть xpуcтaльную cтeну выcoтoй 11 и длиной 42 мeтpoв, самый мaлeнький и caмый бoльшoй (310000 кapaт) из xpуcтaльныx кpиcтaллoв Swarovski, вoшeдшиe в Книгу peкopдoв Гиннecca. Самый мaлeнький кpиcтaлл мoжнo увидeть тoлькo в микpocкoп. Егo диaмeтp вceгo 0,8 миллимeтpa. Сpeди экcпoнaтoв я выделила красивое убpaнcтвo кoня индийcкoгo мaхapaджи.

   Кристалл завораживает взгляд. Но особо притягателен он, когда сверкает как лёд, холодный и таинственный. Скульптура «Безмолвный свет» работы Торда Бунтье и Александра Маккуина позволяет кристаллу принимать первоначальную форму острой ледяной сосульки и будит безмолвные воспоминания о страшно холодной зимней ночи, залитой лунным светом.

   Мы заходим в театр кристаллов, открывается занавес над театром сновидений, кулиса странностей. Всё кажется возможным в разноцветном мире Сюзанны Шмегнер: солнце танцует с месяцем, 

река из кристаллов отчётливо извивается в пространстве, растения поедают кристаллы, которые превращаются в бабочки.

   Отдельного внимания заслуживает зал Сальвадора Дали, где расположены копии его работ в обрамлении кристаллов.

   В следующем зале модели выдающихся сооружений, среди которых Мавзолей Ленина, пирамида Хеопса, мечеть Тадж Махал.

   Очень понравилось в зале, где существует подчёркнутая асимметрия: в этом зале чудес, следуя по спирали, испытываются чуть ли не сомнамбулические переживания. На 48 многоугольниках нанесены фрагменты изображения как обрывки мыслей. Графика, иллюстрации и анимация поясняют всемирно-историческое значение кристалла, его влияние на общество, его роль в природе, культуре, науке и религии. Мимолётного взгляда недостаточно, чтобы охватить все детали, которые на 300 гранях хранят знания всего человечества.

   Сказка о радушном Великане, объездившего весь мир, - он вездесущ в своём подземном царстве. Но здесь, в его личной комнате чудес, всё совершенно по-особому. Посох странника, перстень огромных размеров, 

перчатки 

и гармошка сопровождали его в путешествиях, пока он не принял решения вернуться на родину и оберегать своё царство.

   И, вот, мы почти окончили нашу удивительную экскурсию в мир кристалла! Хотите ещё? Остаётся последний зал на втором этаже, который предстанет перед нами в виде творения Фабрицио Плесси. Название его произведения - «Кристальный лес». Деревья здесь растут не так, как в обычном лесу - они свисают с потолка, и в каждом дереве находится искусственное ядро со встроенной видео-композицией. В волшебном лесу можно также встретить таинственного жителя, великолепную медузу сифонофоры «Левиафан» работы Томаса Фойерштайна, которая прощается с посетителями комнат чудес мистическим свечением.

   При музее находится магазин, в котором можно приобрести какое-либо украшение на память. Это фактически продолжение музея. Здесь можно найти всё, что душа пожелает. От украшений до сумочек. И всё это великолепие украшено кристаллами Swarovski! Спустившись на первый этаж, знакомимся с видеосюжетами и экспонатами, которые показывают и рассказывают о членах семьи Swarovski и их выдающихся новаторских идеях, где мы и заканчиваем знакомство с «Кристальными мирами» Swarovski.

 С "Сердца  Альп" – Тироля - повернули

В Ваттенс, в "Мир Сваровски" заглянули,

Там, в холме зелёном, - мир кристаллов

Восхитил нас сказкой дивных залов!

Инсталляциями каждый зал сверкал,

В мир фантазий смело увлекал!

В магазине, что в самом музее,

Каждый, кто хотел, покупку сделал.

Каталог изделий всем раздали -

Доброго пути нам пожелали!

Знакомство с Каринтией - «Австрийской Ривьерой»

   Возвращаясь с путешествия из крайней западной точки Европы, наш путь пролегал через Средиземноморскую Ривьеру. Казалось, что мы уже увидели самые-самые красивые места Европы, и нас уже ничем нельзя удивить, а надо спокойно пережить несколько дней обратного пути. Как же мы ошибались! Покидая прекрасную Италию, перед нами распахнулась панорама чудесных австрийских Альп самой южной федеральной земли Австрии – Каринтии.

   За красоту природы Каринтию часто называют «Австрийской Ривьерой». Это бесчисленное множество гор и долин, больше тысячи живописных озёр, по берегам которых рассыпаны маленькие курортные городки с отелями, пляжами и полной туристической инфраструктурой. «В комплекте» - старинные замки, дворцы и церкви. Здесь благоприятный климат, красивая природа и, что важнее всего, развитая туристическая инфраструктура. Горнолыжный сезон в Каринтии длится не меньше, чем в Тироле - с середины декабря по апрель. А на северо-западе земли, где находится ледник Мелльталер-Глетчер, катание гарантировано практически круглый год. За окнами нашего туристического автобуса озёра, которые их обрамляют, сменяются одно за другим.

   Сегодня 9 мая – День Победы – один из самых знаменательных и почитаемых нами праздников. Привыкшие видеть с детства празднично разукрашенные в этот день все населённые пункты, независимо от их статуса и величины, ветеранов в старой военной форме с орденами на грудях, цветами в руках и со слезами на глазах. Увы, ничего подобного ни в оставшейся позади Италии, ни в Австрии, ни вечером в Венгрии мы в этот день не увидели. Не удивительно, для этих стран – союзниц фашистской Германии – это не праздник. Но мы-то представители страны-победительницы, да и наши водители-поляки – потомки людей, вдоволь познавших ужасы фашизма. Короче, мы твёрдо решили достойно отметить этот День Победы.

Разместились за столом -

Пир устроили с вином!

День Победы отмечали,

Дружно песни запевали!

Помянули всех солдат,

Что в чужой земле лежат!

Эхо в Альпах отвечало,

Вёртерзее подпевало:

 «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай

Тот цветущий и поющий яркий май,

Вихри венцев в русском вальсе сквозь года

Помнит сердце, не забудет никогда!».

   Местом для нашего пикника послужил берег озера Вёртерзее – одной из жемчужин Австрии и самого большого и живописного озера Каринтии, расположенного в южной части региона на высоте 458 м над уровнем моря. Это крупнейшее австрийское озеро имеет вытянутую форму, его длина - около 20 км, ширина колеблется от 1 до 2 км, а его глубина – 86 м. С юга и севера озеро окружают холмы и горы, покрытые густыми лесами, а за ними виднеются заснеженные вершины Альп. Чистейшая голубовато-зелёная вода и чистый альпийский горный воздух этого места сделали озеро Вёртерзее популярным курортом не только среди австрийцев, но и среди туристов, путешествующих по югу Австрии. Качество воды в озере оценивается как питьевое. Каждый год в мае мэр города Клагенфурт выплывает на лодке на середину озера и пьёт его воду из кружки, чтобы показать, что вода в озере осталась такой же чистой. Таким образом он открывает купальный сезон на озёрах Каринтии. Отличительной чертой этого региона является тёплый, очень мягкий, почти средиземноморский климат. Средняя дневная температура воды в озере летом достигает 24°С. Большинство благоустроенных пляжей на озере представляют собой деревянные помостки с лежаками и зонтиками. Здесь можно покатиться на катере или проехаться на велосипеде, по  берегу озера проложена велосипедная дорожка. Зимой озеро покрывается снегом, а замерзает только раз в 10 лет. Вокруг этого самого тёплого из альпийских озёр озера раскинулось несколько интересных городов, наиболее примечательные из них Пёртшах с замком Леонштайн, в котором бывали Иоган Брамс и Густав Малер, городок Фельден (с красивым дворцом, виллами и казино) и Клагенфурт, в который мы ненадолго заехали.

   Клагенфурт – центр федеральной земли Каринтия - расположен у реки Глан, на восточном берегу озера Вёртерзее. Город был основан в середине XII века герцогом Германом Спанхеймом и в переводе его название "Брод плача» из-за женских слёз, пролитых за жертвами Дракона. Бернарду Спанхейму – сыну основателя города в Клагенфурте установлен памятник. В 1161 году здесь был открыт Университет, хотя городом Клагенфурт был провозглашён лишь почти 100 лет спустя, когда в 1252 году была подписана Хартия о создании города. В 1514 году город почти полностью сгорел, но был быстро восстановлен, а в 1518 году Клагенфурт был объявлен столицей герцогства. В настоящее время численность жителей Клагенфурта превышает 95 тысяч человек, из них более 1700 человек - каринтийские словенцы.

   Как только не называют Клагенфурт – и южной жемчужиной Австрии, и чудесной розой на озере Вёртерзее, и самым красивым австрийским городом. Он действительно поражает своим великолепием. Прогуливаясь по историческому центру, можно почувствовать себя в настоящем средневековье – старинные постройки в стиле барокко восхищают изысканностью стиля; улицы, пересекающиеся под прямым углом, поражают неожиданным для того времени архитектурным решением. Старый город Клагенфурта – один из самых красивых в Австрии, за что уже трижды был награждён европейским дипломом Nostra. Здесь сосредоточена большая часть достопримечательностей города – здание Ландхауза (здание администрации Каринтии), Ратуша, городской собор и другие.

   Клагенфурт славится своими многочисленными фонтанами. Самый запоминающийся фонтан "Линдвурма" ("Драконов фонтан") стоит в центре города на Новой площади. Это фонтан с фигурой дракона, который, согласно народному поверью, обитал в местном озере и держал в страхе все окрестные места, пока не нашелся герой, победивший Дракона и принёсший горожанам долгожданную свободу. Он расположен в центре города на Новой площади, которая существует с 1518 года. Этот фонтан считается символом города. С 1287 года изображение Дракона имеется на печати Клагенфурта.

   На этой площади стоит памятник Марии Терезии. Уникален он тем, что это единственный памятник, где императрица изображена стоя.

   С западной стороны Новой площади стоит ренессансный дворец с отделанными в классическом стиле фасадами. С 1650 по 1918 годы он принадлежал семейству Розенбергов. В течение многих столетий дворец служил местом проведения парадных приёмов и больших празднеств, связанных с визитами императорской фамилии. В частности, здесь принимал наследственную присягу император Леопольд I, и квартировали во время своих визитов император Карл IV, императрица Мария Терезия и её супруг Франц I Стефан Лотарингский. В 1918 году семейство Розенбергов и городской совет Клагенфурта совершили обмен: к Розенбергам отошла Старая ратуша, тогда как городской совет переехал в их фамильный дворец на Новой площади. Для городского совета подобный обмен был необычайно выгоден и желанен: дворец Розенбергов занимает в городе центральное положение и очень импозантен по своему внешнему виду. Как и Старая ратуша, он тоже построен в XVII веке, однако, с гораздо большим размахом. Его парадный фасад длиной в пятнадцать окон заполняет собой всю западную сторону прямоугольной в плане Новой площади.

   Есть в городе и Старая площадь, на котором расположено здание Ландхауса - настоящий шедевр эпохи Возрождения. Сейчас это самое главное здание в Карантии, здесь расположена администрация земли Каринтия. Позади вырисовываются башни-близнецы Ратуши (Landhaus, построена как арсенал в 1580-х), от галерей которой ведут лестницы до старого геральдического зала Вапперзаль, чьи стены украшены 655 гербами, принадлежащими областям Каринтии, её правителям и каноникам.

  Старая ратуша расположена на Старой площади (Alter Platz) в 250 метрах на северо-восток от Новой площади. Это ренессансный дворец XVII века, служивший изначально городской резиденцией семейства Вельцеров. С 1737 по 1918 год здесь размещалась ратуша Клагенфурта, которая затем переместилась в более просторный дворец Розенбергов на Новой площади. Главный фасад трёхэтажного дворца выходит на Старую площадь. Он украшен фреской, изображающей аллегорическую фигуру Юстиции между гербами Каринтии и Клагенфурта, которая появилась в 1739 году, когда особняк переделывали под нужды ратуши. Сразу же под фреской находится ренессансный портал, фланкированный колоннами. В их основании помещены эффектные маскароны в виде львиных морд. Через портал можно пройти в уютный внутренний дворик, оформленный легкими аркадами. С 1918 года Старая ратуша перешла во владение семейства Орсини-Розенбергов. Члены этого древнего рода служили в XVII-XVIII веках габсбургскими наместниками в Каринтии. Герб Орсини-Розенбергов сейчас располагается сразу над главным порталом бывшей Старой ратуши.

   На Старой площади стоит самое старое здание города - Дом позолоченного гуся (1489 г.), построенный для императора Максимилиана I, который подарил дом городу. Здание кажется непримечательным, но над входом сидит самый настоящий золотой гусь. Двор украшен аркадами и рельефом XVI века с изображением кентавра с женской фигурой.

   Идём 400 метров на север от Новой площади к церкви Святого Эгидия - самому старому храму Клагенфурта. Церковь была основана в середине XIII века, однако первая готическая церковь не выдержала крупного землетрясения 1690 года. Разрушения оказались столь велики, что храм предпочли разобрать, а не восстанавливать. На его месте уже в 1692 году заложили новую церковь по типу трёхнефной базилики. Главной отличительной особенностью нового храма стала высокая башня над западным фасадом (92 м). Она не только считается самой высокой в Каринтии, но ещё и стала одним из символов города Клагенфурта. Интерьер церкви щедро украшен архитектурными элементами и барочным декором.

   Рядом с церковью Святого Эгидия расположен красивый Мемориал Флориани. После шести пожаров горожане Клагенфурта решили поставить памятник Покровителю пожаров - Святому Флориану, чтобы защитить город. Это осуществили скульпторы из Зальцбурга и Вены, которые соорудили Мемориал в 1781 году. На пьедестале – Святой Флориан с копьём и ведром воды. Ниже на уровне зрителя - фигуры Святого Эгидия - с одной стороны, с другой – Святого Себастьяна. Также есть фигурки ангелов со щитами,  защищающими от огня.

   Католический собор святых Петра и Павла (Klagenfurter Dom) в Клагенфурте был построен в 1578 году. В настоящее время церковь является кафедральной для епархии Гурка. Первоначально храм строился как протестантский (и даже считается ныне одним из наиболее древних образцов именно протестантской архитектуры в Австрии), был освящён во имя Святой Троицы. Но после того, как в 1600 году Австрия начала отказываться от протестантизма и возвращаться в лоно католицизма, храм Святой Троицы был четыре года спустя передан католикам и заново освящён во имя апостолов Петра и Павла.

   Проходим мимо чумной Колонны Святой Троицы. Ранее она была из дерева и стояла на площади Святого духа рядом с госпиталем и старым кладбищем. После освобождения Вены от турков в 1683 году деревянную колонну заменили на каменную. Она уникальна тем, что это не только «чумная колонна», но и триумфальная колонна одновременно. На её вершине христианский крест и поверженный полумесяц – символ победы в войне с турками.

   Подходим к маленькому бассейну с легендарной фигурой духа озера Вёртерзее - Вёртерзее-Мандл - персонажа из легенды, объясняющей происхождение озера. Легенда гласит, что на месте озера Вёртерзее, что неподалеку от Клагенфурта, когда-то был красивый и богатый город. Однако, как это часто бывает, жители были весёлыми и не особо богобоязненными. Однажды в канун праздника Пасхи веселье, пиры и танцы затянулись. Вдруг откуда ни возьмись, появился седой мужчина небольшого роста (Вёртерзее-Мандл), который стал призывать закончить веселье, задуматься и покаяться. Но душа жителей требовала продолжения банкета, поэтому мужичка никто не послушал. Второй раз он появился за несколько минут до полуночи, но уже с бочонком в руках. Попытался ещё раз призвать к тишине и спокойствию, пригрозил открыть кран бочонка и произвести "смерть и разрушения", но снова на него никто не обратил внимания. Ровно в полночь разразилась страшная буря, стены задрожали, и мужик открыл кран на бочонке. В результате город затонул, и рыбаки иногда слышат звон, поднимающийся со дна озера. Мораль - не доводите соседей до белого каления и заканчивайте праздники к 11-ти вечера. Считается, что если подержаться за палец и руку духа озера, то это принесёт удачу.

   Заслуживает внимание Stadttheater Клагенфурт, датой рождения которого считается 1737 год. Уже в первые годы население часто посещало театр, и интерес был настолько велик, что не мог вместить всех желающих и в 1908 году было принято решение о строительстве современного здания театра. 22 сентября 1910 года новый городской театр был открыт под названием "Кайзер Франц Иосиф I. Юбилейный театр». Очередные расширения и изменения были сделаны в 1960-м и 1998-м годах. Репертуар состоит из опер, оперетт, мюзиклов, концертов и балета. Молодые новые режиссеры, небольшой оркестр, знаменитые австрийские и иностранные артисты играют на высоком художественном уровне, в том числе и мировые премьеры. В театре проходят утренники, экскурсии, открыто театральное кафе. Организованна программа обучения театральному искусству детей и подростков. Stadttheater Клагенфурт показывает каждый сезон более 200 спектаклей. Команда включает в себя около 270 штатных сотрудников и 90 приглашённых артистов, в том числе небольшой ансамбль из десяти человек, симфонический оркестр и хор. Оборудование и декорации изготавливаются исключительно в собственных мастерских компании (костюмы, маски, декорации).

  В пригороде Клагенфурта на территории парка расположился «Минимундус» - весь мир в миниатюре. Здесь представлены миниатюры двухсот архитектурных шедевров мира, выполненные в масштабе 1:25, среди которых Собор Василия Блаженного из Москвы, Эйфелева башня из Парижа, Собор Святого Петра из Рима и т. п. «Минимундус» очень любят дети, так как здесь по миниатюрным железным дорогам движутся миниатюрные поезда, а по рекам плавают маленькие корабли.

В краю курортном Каринтии также побывали,

Хрустальный блеск его озёр мы созерцали.

В прелестном Клагенфурте чудно погуляли,

Историю его в дворцах и памятниках познавали,

Особо нас искусные фонтаны забавляли.

   На этом мы заканчиваем своё знакомство не только с Каринтией, но и с Австрией. Побывав во всех её девяти федеральных землях, могу утверждать, что это поистине маленькая жемчужина: горнолыжные и бальнеологические курорты, отдых на озёрах в окружении заповедных лесов, архитектурные шедевры городов, живописные деревушки на тирольских склонах и средневековые замки... Всё это привлекает в страну миллионы туристов со всего света, при этом Австрии удаётся сохранить свою уникальность и милую провинциальность.

Австрийский край нас покорил -

В себя навеки нас влюбил!

Как воздух здесь кристально чист!

В цветке прекрасен каждый лист!

Как живописны города!

Сады, альпийские луга!

В зелёно-белой дымке гор

Сиянье бирюзой озёр!

И не забыть нам никогда

Шикарный блеск столицы Вены,

Под звуки вальса - пенье птиц

Заворожило нас мгновенно!

Не покидать бы никогда      

И здесь остаться навсегда!