Москва.1801.

   Чудом сохранившийся в Отечественную войну Двенадцатого года (...в ЛюблИне, у господина Дурасова, живет один французский генерал, и пользуется найденными там припасами и вином...), са­дово-парковый ансамбль бывшей усадьбы "ЛюблИно" за­нимает особое место в оте­чественной усадебной куль­туре. Владелец усадьбы, отставной бригадир Николай Алексеевич Дурасов (1760-1818), кроме прочих наград имел и Ан­ненский крест, заказал ар­хитекторам про­ект дома, план которого напоминал бы знак ордена. Подобный план имел своим прототипом план садового Эрмитажа. Сложные, даже прихотливые, формы садового павильона заменялись правильной планировкой продолговатых комнат, приспособленных лишь для летнего пребывания. Архитекторы И. В. Еготов (1756-1815), а также его родст­венник и сподвижник Р.Р. Казаков (1753-1803) проявили здесь незаурядное дарование, создав интересное здание (в стиле высокий, зрелый классицизм) с четырьмя одинаковыми фасадами. Центральный, Круглый зал, размером 11,5 м и высотой в два этажа, служил когда-то парадной сто­ловой. Зал богато оформлен росписью в технике гризайль (художник-декоратор Доменико Скотти), создающей на гладких сте­нах многочисленные барельефы, фриз, круглые медальоны, разнообразные ар­хитектурные де­тали. От этого зала, освещённого через застеклённые двери, расходятся в четыре стороны па­радные помещения и личные ком­наты. Их объёмы умело связаны между собой идущими по кругу лёгкими ионическими колоннадами. Желая должным образом завершить здание, архитекторы подняли объём круглого зала до уровня второго этажа, перекрыв его куполом, на ко­то­ром некогда стояла статуя. Не менее роскошно оформлен Мраморный зал. Немного больший по раз­мерам, он предназначался для балов и был расписан под мрамор различных оттенков. Впечатление парадно­сти дополняется лепными барельефами, карни­зом и расписным плафоном "Пир Вакха" на потолке. Над первым этажом “рукавов креста” размещены небольшие помещения антресолей – верхнего полуэтажа. Они за­вершены с торцов небольшими фрон­тонами и освещены столь типичными для того вре­мени полукруглыми окнами. Всё здесь сви­детельствует о декоративности замысла, хотя мастер оперирует строгими классическими элементами. В северо-западном крыле дворца расположен Колонный зал, служивший гос­тиной. Он расчленен двумя колонными пор­тиками на три части и расписан в пейзажной технике гризайль. Розовато-серебристые тона стен дали второе на­звание зала - Розо­вый. Колонны отделаны искусственным ро­зовым мрамором. Система росписей создает впечатление крытого садового па­вильона. Жилые и служебные помещения дворца расположены на втором и третьем этажах в двух других крыльях креста. Третий этаж пред­ставляет собой бельве­дер, венчаю­щий все здание. В центре этажа на­ходится круглый зал, к которому примыкает четыре небольших по­мещения с огромными полуцирку­лярными ок­нами. Потолок в круглом зале третьего этажа был расписан кессонами с розетками в виде цветов. Стены зала украшали изобра­жения танцующих жен­щин, а боковых помещений - пейзажная живопись. Комнаты слу­жили своеоб­разными смотровыми площадками, из которых гости могли обозревать окре­ст­ности через огромные окна. Рядом с дворцом находился театр, не уступавший шереметевскому.

     Парк в люблинской усадьбе отвечал самым модным тенденциям ландшафтного искусства рубежа XVIII - XIX веков, когда на смену регулярным (французским) паркам пришли  "натуральные сады", или пейзажные (английские) парки. Роскошный дворцово-парковый ансамбль представлял собой гармоничный ландшафт, сочетавший классическую архитектуру и парк свободной планировки на холмистом рельефе над просторной водной поверхностью пруда (на русле речки Чурилиха).

    Изображения его высокоблагородия бригадира, действительного статского советника, богатейшего помещика не существуют: Дурасов Николай Алексеевич был вольным каменщиком самого высокого градуса. Наследников бригадир, отличавшийся хлебосольством и юмором, оригинальностью и самодурством, не оставил. После его смерти усадьба перешла к его родной сестре Аграфене.

Зодчие Еготов и Казаков. Москва. 1801г.

Господин бригадир женат не был, однако дом свой украсил дамскою гостиною. 

Напротив дворца раскинулся английский (ландшафтный или пейзажный) парк (12 га).